Словарь по исламу А ал-МУХАСИБИ Абу Али ал-Харис ибн Асад ал-Анази

ал-МУХАСИБИ Абу Али ал-Харис ибн Асад ал-Анази

ал-МУХАСИБИ Абу Али ал-Харис ибн Асад ал-Анази (ок. 781–857 гг.) – ранний мусульманский мистик и богослов. В Басре изучал хадисы и право (фикх) у Йазида ибн Харуна (ум. в 821). В молодости переехал в Багдад, где начал проповедовать, привлекая последователей своей набожностью. В 846 г. за приверженность рационалистическим методам подвергся гонениям со стороны ханбалитов и лично Ибн Ханбала. Обвинения во введении предосудительных новшеств (бида) и проповеди спекулятивного богословия (калам) заставили его покинуть Багдад. После возвращения в Басру ал-Мухасиби жил в крайней нужде и отказался от проповедей. Ему принадлежит свыше 30 трактатов, наиболее известны из них «Книга о соблюдении прав Бога», «Книга понимания», «Книга о воскресении и собрании», «Понимание Корана». Ряд трактатов написаны в виде ответов на вопросы учеников. Ал-Мухасиби является разработчиком суфийской психологии – «науки о сердцах и помыслах». Он впервые выдвинул метод самонаблюдения и самоконтроля (муракаба ва мухасаба; отсюда и его прозвище), считал, что помыслы (хатарат) и намерения (нийат) необходимо держать под контролем. Исходя из этого принципа, человек должен руководствоваться благочестием (таква) и покаянием (тауба), чтобы избежать лицемерия (рийа) и кичливости (кубр). Главной целью является подчинение Божественной воле. Человека через всю жизнь должны сопровождать богобоязненность (хауф) и надежда на спасение (раджа). Тренировка души напрямую связана с умерщвлением плоти. Только тот, кто оставил все мирское и полностью положился на Бога (таваккул), способен обрести Божественную милость. Главным мерилом поступков являются суждения разума (акл). Если человек не сообразовывается с ними, он впадает в ослушание (масийа). Бог любит свое творение (махабба), благочестивым он разрешает созерцать свои приказы. Понимание истинного смысла Корана возможно только как Божественная награда за благочестие. Ал-Мухасиби был активным разработчиком суфийской терминологии (см. Суфизм). Он, видимо, первым ввел понятие «состояние» (хал). Ал-Мухасиби стал учителем багдадской школы суфизма (ал-Джунайд, Ибн Ата, ан-Нури). Его называли предшественником ал-Ашари. Идеи ал-Мухасиби повлияли на аль-Газали. Позже его «Книга о соблюдении прав Бога» стала важным пособием в рамках суфийских братств (см. Тарика). Его идеи особенно повлияли на такие течения, как казарунийя и шазилийя. 

 
PR-CY.ru