Словарь по исламу А АЛЛАХ

АЛЛАХ

АЛЛАХ (от араб. ал-илах – Бог) – единый и единственный Бог в исламе, создатель мира и всего сущего, владыка Судного дня, посылавший к людям пророков и посланников от прародителя человечества Адама до Мухаммада с единой миссией – призывом к поклонению единому Богу. Согласно Корану и исламской традиции, все библейские и ряд аравийских пророков являлись его посланниками. Это тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане, однако они, согласно исламской традиции, отошли от истинной веры в Аллаха, исказив его Откровения и придав ему «сотоварищей», сделав тем самым шаг в сторону язычества. Классическим примером такого искажения первоначального единобожия (монотеизма) считается христианский догмат о Троице, в противоположность которому Коран выдвигает принцип строгого единобожия (таухид), основанного на признании и утверждении единственности и внутреннего единства Аллаха. Формула «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» представляет собой кратчайшее выражение вероисповедного принципа мусульманина. Ее произнесение перед свидетелями с искренним убеждением в сердце означает принятие человеком ислама. В доисламской Аравии Аллахом называли единого Бога представители автохтонного аравийского монотеизма (по крайней мере, те из них, кто был ориентирован на «традицию Авраама»). С другой стороны, аравийские язычники признавали Аллаха главным божеством мекканского пантеона. Коран подчеркивает величие, всемогущество и милосердие Аллаха, его справедливость в воздаянии за поступки человека и неотвратимость его наказания за человеческие грехи. Ничто в мире не может совершиться без Его знания и соизволения. Осознание людьми всемогущества Аллаха должно, согласно Корану, выражаться в полном предании себя Его воле (это и есть ислам), уповании на него (таваккул) и богобоязненности (таква). Результатом этого должно стать совершение благих дел (амал салиха) и предписанных поступков (фараид), отказ от запретного (харам) и порицаемого (мункар). Аллах есть единственный и подлинный властелин (малик) и судья (хакам) для людей. В угодное ему время он уничтожит все существующее на земле, затем воскресит мертвых и подвергнет всех когда-либо живших на земле своему суду. Неверным (кафир, мн. ч. – куффар), отвергающим Аллаха и его откровения, многобожникам (мушрик, мн. ч. – мушрикун), поклоняющимся кому-либо помимо него и грешникам (фасик, мн. ч. – фасикун), пренебрегающим божественными установлениями, обещано мучительное наказание (азаб) в аду (см. Джаханнам). Раскаяние же (тауба), вера (иман) и совершение благих дел открывают путь к прощению Аллахом человека (гуфран), его милости (пахма). Таким людям уготовано вознаграждение в раю (см. Джанна). Единственным грехом, который не может быть прощен Аллахом, является неверие (куфр) и многобожие (ширк). Аллах, сущность которого в принципе непостижима («нет ничего, подобного Богу»), являет себя в своих творениях, т.е. все сущее в мире суть знамения Аллаха, через которые возможно понимание его качеств/атрибутов (сифат). Проблемы соотношения атрибутов Аллаха и сущности, а также характера и природы самих атрибутов и их соотношение между собой стали одним из центральных вопросов богословско-догматических споров в VIII–X вв. и привели к формированию мусульманской спекулятивной теологии (калам). Так, проблема соотношения всемогущества и всезнания Аллаха и его справедливости в воздаянии привели к возникновению полемики по поводу соотношения божественного предопределения и свободы воли, ставшей одним из центральных вопросов средневекового мусульманского богословия. Не менее важным был вопрос о характере и природе такого атрибута Аллаха, как его речь и связанная с этим проблема сотворенности или несотворенности Корана как Слова Божия. Связь между Аллахом и людьми, с точки зрения Корана, осуществляется посредством пророков (наби, мн.ч. – анбийа) и посредников (расул, мн. ч. – русул), последним из которых был Мухаммад. Однако проблема связи человека с Аллахом после окончания пророчества также была предметом богословских дискуссий. Так, для суннитов связь человека с Аллахом может быть реализована преимущественно через постижение воли Аллаха, выраженной в его Откровении, т.е. в Коране.



 
PR-CY.ru