МУХАММАД - Страница 8

Соседний оазис – Фадак – после этого сдался Мухаммаду без боя на тех же условиях. Пророк двинулся дальше на север и после месячной осады покорил оазис Вади-л-Кура. В марте 629 г. Мухаммад вновь отправился в Мекку в сопровождении 2000 мусульман. На этот раз Мухаммаду и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество: он совершил положенный обряд семикратного обхода святыни, а затем уединился на несколько часов в Каабе. Это появление Мухамада в сопровождении огромной толпы приверженцев произвело впечатление на мекканцев. Один из его давних врагов Халид аль-Валид заявил после отъезда пророка: «Теперь каждому умному человеку ясно, что Мухаммад не колдун и не прорицатель, а его речи – речи господина миров, и каждый, у кого есть соображение, должен следовать за ним». И сразу же после этого сам принял ислам. В 630 г. Мухаммад, уже в сопровождении 10 тысяч человек, вновь двинулся в Мекку. Известие о наступлении такой значительной армии окончательно сломило упорство его соплеменников. По дороге он встретил много мекканцев, переходивших на его сторону и принимавших ислам. Сил для сопротивления у противников пророка не было, и он беспрепятственно вступил в священный город. По новому договору жители Мекки признали верховную власть Мухаммада и предоставили в его распоряжение свои вооруженные силы. Большинство горожан тут же приняло ислам. Мухаммад семь раз объехал Каабу на своей верблюдице, семь раз дотронулся посохом до священного камня, велел уничтожить всех идолов вокруг святилища (за исключением «черного камня»), а потом торжественно подтвердил все права Мекки. Но едва покорилась Мекка, пришла весть о новой опасности: могущественный союз бедуинских племен аль-Хавазин, занимавший обширную территорию, выступил против пророка. Упорное сражение произошло в долине Хонейн и завершилось полной победой мусульман. Жен и детей Мухаммад отпустил без всякого выкупа, и этим великодушием приобрел дружбу своих бывших врагов – большая часть бедуинов приняла ислам и признала его власть. Это было последнее великое деяние пророка, хотя он готовился распространить власть нового религиозно-политического союза на север, в Палестину и Сирию. Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды совершив «прощальный» хаджж в начале 632 г., во время которого ему были посланы откровения о правилах хаджжа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Через несколько месяцев после возвращения домой он почувствовал приступ горячки. От этой болезни он уже не смог оправиться и скончался в июне 632 г., не оставив мужского потомства. Есть легенда, что его отравили. Похоронен Мухаммад в мединской мечети. Его дочь Фатима вышла замуж за его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба, а от их сыновей аль-Хасана и  аль-Хусайна происходят все довольно многочисленные сегодня потомки пророка в мусульманском мире – сейиды и тарифы. Современная наука считает Мухаммада реальной исторической личностью. Существующие биографии пророка и комментарии к Корану в целом верно передают общую канву его жизни, хотя она и обрамлена большим количеством добавлений, искажений, вымыслов, легенд и сказаний. Ислам в принципе не наделяет Мухаммада сверхъестественными чертами, и в Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Вместе с тем вокруг его имени возникло немало волшебных легенд. В народном исламе широко распространены молитвы о Мухаммаде, просьбы к нему о заступничестве и помощи, представления о чудодейственной силе его могилы и его имени. Для ислама Мухаммад – образец «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Большинство современных исламских движений, как обновленческих, так и консервативных, претендуют на возвращение исламу чистоты времен Мухаммада. Исследователи признают, что он был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком, обладал ясным и трезвым умом, политическим и дипломатическим талантом. Мухаммад умело соединял идеал с реальностью, традиции с новациями. Его личные качества стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к Средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. При всей разноплановости оценок личности Мухаммада в мировой историографии многие современные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение пророка своего предназначения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он является порождением исторической эволюции и культурно-исторического опыта Аравии.



 
PR-CY.ru