ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 3

Цветные иранские изразцы использовались для облицовки мечетей, медресе и мавзолеев. В напольных мозаиках в исламском искусстве встречаются пейзажные и архитектурные мотивы. Кирпичную кладку, покрытую пестрыми изразцами, арабская архитектура заимствовала у строителей Передней Азии, колонные залы – у египтян, купола больших размеров и стрельчатые арки – у персов, мраморную облицовку и мозаику – у византийцев. Храм Кааба в Мекке был построен, вероятнее всего, абиссинским архитектором. Он представляет собой куб высотой 15 м, сложенный из каменных плит, и находится в огромном внутреннем дворе «Священного Дома Аллаха» (мечети Харам Бейт) – Уллах (VII в.). Это – пятиугольное замкнутое здание с плоской крышей, имеет стороны разной длины. Скальная мечеть в Иерусалиме (конец VII в.) – один из наиболее ранних памятников исламской архитектуры, дошедших до нас. Его помещение в виде восьмиугольника увенчано большим куполом и окружено галереями. Молитвенный зал имеет нишу в стене (михраб), указывающее точное направление к Мекке (михраба не имеет только храм Каабы), полом в нем служит выступ скалы. В VIII в. купольную форму заменяет колонная. Колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, VIII–X вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции. Христианские церкви в завоеванных христианских странах арабы обращали в мечети. На них дополнительно сооружали один или несколько минаретов, двор окружался галереями, создавался водоем для омовений. Собственный вклад мусульманских художников находил выражение в растительных и геометрических орнаментах, в них включались и буквы арабского алфавита. Это декоративное оформление получило название «арабесок». Особый тип мечети появился в Турции в XV в.: обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого был сводчатый зал – айван. Таковы постройки Синана – мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Они украшены изразцовыми панно и цветными витражами, бронзовыми светильниками и резьбой по мрамору и дереву. Свыше 200 тыс. голубых изразцов покрывают интерьер мечети султана Ахмеда («Голубая мечеть») в Стамбуле. Каскад ее куполов и шесть минаретов определили уникальность сооружения, имеющего 260 больших окон. Майолика, мозаика, шлифованный кирпич, росписи золотом и ляпис-глазурью использованы в убранстве среднеазиатских сооружений, мечети Биби-Ханым, мавзолея Гур-Эмир (Самарканд), Поп-калян (Бухара) и др. Нередко мечети и медресе имели резные деревянные потолки. Все они – синтез архитектурных форм, мозаики и декоративного искусства. Исключительное изящество отличает ажурную резную мраморную решетку мавзолея Тадж Махал. При его сооружении было использовано сочетание архитектуры и водной поверхности – исключительно плодотворный художественный принцип, известный еще в Древнем Египте и с тех пор неоднократно возрождавшийся в истории архитектуры. Культ воды и сосудов для ее переноса и хранения восходит в исламской культуре к древнейшим традициям Востока. В конце XX – начале XXI в. происходит возрождение исламского искусства в тех странах, где ислам является официальной либо доминирующей  идеологией. В культовом искусстве широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь. При этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства. См. также Исламская культура.



 
PR-CY.ru