ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ – термин, заимствованный из христианства, но используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины «исламское возрождение», «мусульманский интегризм». Отражением исламского фундаментализма в политической практике является политика исламизации, проводимая рядом исламских государств. Для мусульманской цивилизации логика возвращения к первоисточникам в целях исправления недостатков, привнесенных временем и людским несовершенством, представляет собой базовую модель, обеспечивающую сохранение и развитие духовной традиции и социально-религиозного самосознания. Модель, описывающая возвращение к метафизическим и религиозным истокам, зафиксирована и отрефлексирована и в самой исламской традиции. Для обозначения такой логики в суннитской традиции (см. Сунниты) используется термин «салафийа», этимологически адекватный термину «фундаментализм», однако этот термин употребляется в более широком контексте. Исламская традиция выделяет категорию салаф (т.е. «благочестивые предки»), которая включает в себя три первых поколения мусульман – сподвижников пророка (см. Асхабы), их учеников и последователей (табиун) и учеников этих учеников (табиу табиин). Таким образом, салафитами являются те, кто при решении религиозных вопросов апеллирует к опыту «благочестивых предков». При этом, к числу салафитов традиция относит, например, основателей мазхабов. В шиитской традиции (см. Шииты) в аналогичной ситуации используется термин «усули» (араб асль – корень), имеющий аналогичное языковое значение. Происхождение этого термина восходит к разделению ранних школ шиитского фикха на два направления – традиционалистов (ахбари) и рационалистов (усули). Возрождение исламского наследия трактуется современными фундаменталистами как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм через радикальное очищение всяческих «нововведений» (бида). Однако классическая исламская теория фикха делит нововведения на «благие», или «одобряемые» (бида хасана), и «греховные» (бида саййиа). К первой категории относятся нововведения, не противоречащие сути исламского вероучения. Логика современных фундаменталистов отождествляет суть ислама с ее буквальным выражением, что ведет к признанию греховным любое нововведение, не зафиксированное текстуально в Коране и Сунне. Избирательное использование шариатских норм приводит, в сущности, к формированию своеобразного «мифа о шариате», не совпадающего до конца с реальным историческим набором исламских норм. Характерной чертой такой логики является тенденция к монополизации истины. В современных фундаменталистских течениях этот момент наиболее ярко проявляется в идее «обвинения в неверии и уходе от мира» (ат-такфир ва-ль-хиджра). Миру, погрязшему в метафизическом невежестве (джахалийа), противопоставляется «спасшаяся группа» (фирка наджия), имеющая закрытый характер, обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и наделенная миссией распространения истинного Божественного порядка на все человечество. В исламской истории проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов, впервые выдвинувших тезис о возможности обвинения в неверии мусульман, совершивших большой грех (кабира), необходимости вести против них джихад и возводивших убийство такого «вероотступника» в религиозный принцип. Ярким проявлением подобной логики было движение ваххабитов, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и ставшее впоследствии идеологией первого государства Саудидов.

 



 
PR-CY.ru