ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович - Страница 2

Первоначально возведённое Матвеем Фёдоровичем Казаковым, оно в результате перестройки Д.И. Жилярди получило новый монументальный фасад с восьмиколонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка университета стала первой большой самостоятельной работой Д.И. Жилярди, которая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира. В последующие годы он реконструировал несколько крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821–1823 гг.), Екатерининское училище (1818, 1826–1827 гг.) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывший Слободской дворец, 1826–1832 гг.). Во всех случаях Д.И. Жилярди приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проёмы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821 г., 1823–1826 гг.), компактные монолитные объёмы которого он разместил со стороны улицы по трёхчастной палладианской схеме. Д.И. Жилярди был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве: дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815–1817 гг.) и Лопухиных (1817–1822 гг.) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818–1823 гг.), князя Сергея Сергеевича Гагарина на Поварской (1820 гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829–1831 гг.). В 1820–1830 гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки князей Голицыных возвёл многочисленные сооружения, в том числе конный двор с музыкальным павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Д.И. Жилярди привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская область; 1820 гг.); как полагают исследователи, был автором зданий конного завода в селе Хреновом (Воронежская область; окончены к 1818 г.). Серьёзную проблему для исследователей в изучении наследия Д.И. Жилярди представляет его длительная совместная работа с Афанасием Григорьевичем Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, А.Г. Григорьев воспитывался и обучался в доме И.Д. Жилярди. С детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, Д.И. Жилярди редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался А.Г. Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Д.И. Жилярди в Италию, после чего А.Г. Григорьев занял освободившееся место архитектора Воспитательного дома. Плотное сотрудничество одарённых зодчих затрудняет для исследователей выявление конкретного вклада каждого из них в реализацию совместных проектов. В зависимости от личных пристрастий исследователей те или иные постройки приписываются одному или другому архитектору. В настоящее время они утверждают, что А.Г. Григорьев как архитектор развивался под влиянием Д.И. Жилярди.

 



 
PR-CY.ru