ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович

ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович (1785–1845 гг.) – архитектор первой трети XIX в., работавший в России; один из главных создателей в 1810–1830 гг. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Д.И. Жилярди принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одарённым и успешно реализовавшим себя её представителем. Помимо него в России с 1780 гг. до середины XIX в. работали ещё семь членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Д.И. Жилярди вместе с матерью переехал к отцу, Ивану Дементьевичу (Джованни Баттиста) Жилярди, который жил в Москве с 1787 г. и состоял с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Д.И. Жилярди был отправлен учиться рисованию и живописи в Санкт-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В конце 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского лёгкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие императорского Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приёмы Д.И. Жилярди заимствовал из произведений Луиджи Каньолы и Дж.А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Д.И. Жилярди принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Новых Прокурациях в Венеции (1809 г., в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Д.И. Жилярди вернулся в Москву, где в начале 1811 г. был определён помощником отца в ведомство Воспитательного дома. Стремясь обратить на себя внимание, преподнёс вдовствующей императрице Марии Фёдоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Д.И. Жилярди началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Д.И. Жилярди участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816–1817 гг.) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлёвских строений, занимаясь восстановлением комплекса церкви-колокольни Иоанна Лествичника (Иван Великий; 1813–1817 гг.). В 1817 г. отец Д.И. Жилярди уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушёл в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817–1819 гг.).

 



 
PR-CY.ru