ЖИТОМИСЛИЧ - Страница 3

В июне 1992 г., во время гражданской войны, Житомислич был вновь разорён и разрушен хорватами; сёстры во главе с игуменьей Евпраксией успели переехать в Сербию в монастырь Докмир. 11 декабря 1993 г. епископ Захумско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) посетил разрушенный монастырь. В 2002 г. братия монастыря Тврдош во главе с иеромонахом Даниилом (Павловичем) начала восстановление Житомислича как мужской обители. 15 мая 2005 г. Сербский патриарх Павел освятил восстановленные церковь с колокольней и братский корпус, а также совершил чин канонизации житомисличских новомучеников. Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (разрушена в 1992 г.) была возведена из отёсанных квадров, состояла из наоса и небольшого нартекса, объединённых двускатной кровлей. С запада к нартексу примыкала высокая колокольня (1891 г.). Апсида была трёхгранной, два восьмигранных каменных столба, украшенные резными капителями, делили наос храма на три нефа, перекрытые цилиндрическими сводами. На северной стене храма находилось изображение сцены охоты; на южной – геометрические узоры-розетки и две надписи с именем мастера Вукашина из Ораховицы и датой установки столбов (1602/1603 г.), что позволило исследователям определить время завершения строительства церкви – начало XVII в. По мнению исследователей, конструкция алтарной преграды (каменной в нижней части и деревянной в верхней) часто встречается в XVI–XVII вв. в Боснии и Герцеговине, но в Житомисличе каменное основание предназначалось не под роспись, а для размещения больших икон «Богородица с Христом и пророками» и «Деисус с апостолами», которые были написаны неизвестными сербскими мастерами в начале XVII в. Резной деревянный позолоченный темплон и Распятие были созданы, как полагают исследователи, в 1618–1619 гг. В темплоне размещался деисусный чин с апостолами, в который были включены редкой иконографии изображения сербских святых Симеона и Саввы. Создание чина приписывается сербскому иконописцу Георгию Митрофановичу. В 1675 г. мастер Радул создал позолоченные резные царские врата со сценой Благовещения и пророками Давидом и Соломоном. В 1718 г. иконописец Михаил написал две новые престольные иконы – «Богородица с Христом и ангелами» и «Деисус». В нартексе находилась ктиторская фреска, на которой был изображён Милислав Храбрен с моделью храма в руках. В 1869 г. при реконструкции храма все фрески были уничтожены. В 1961 г. в нише над входом раскрыта единственная сохранившаяся фреска начала XVII в. со сценой Благовещения.



 
PR-CY.ru