Словарь по христианству Ж ЖОХОВСКИЙ Киприан

ЖОХОВСКИЙ Киприан

ЖОХОВСКИЙ Киприан (около 1635 – 1693 гг.) – униатский митрополит Киевский и Галицкий, архиепископ Полоцкий. Происходил из перешедшей в униатство белорусской шляхетской семьи. Получил образование в униатской Виленской духовной семинарии в Троицком монастыре, где принял монашеский постриг и вступил в греко-католический монашеский орден василиан. В 1658–1664 гг. учился в Греческой коллегии в Риме, которую окончил со степенью доктора философии и теологии. 29 апреля 1663 г. рукоположён в Риме в сан пресвитера. В 1664 г. возвратился в Речь Посполитую, где получил известность как талантливый проповедник и пропагандист унии. С 1665 г. – архимандрит Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Дубно (современная Ровненская область, Украина). В этот период сблизился с униатским Киевским митрополитом Гавриилом Колендой (одновременно занимавшим Полоцкую униатскую кафедру), стал его ближайшим помощником и получил от него должность аудитора и сан архимандрита Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря близ Пинска (в 1668 г. Киприан Жоховский при помощи военного отряда, присланного литовским гетманом, захватил монастырь у православных). В 1669 г. участвовал в конвокационном и коронационном сеймах, избравших новым королём Речи Посполитой князя Михаила Корибут-Вишневецкого. Во время коронационных торжеств в Кракове митрополит Гавриил совершил литургию византийского обряда, на которой Киприан Жоховский произнёс проповедь об объединении всех христиан под властью папы Римского (впоследствии издана в Кракове под названием «Добрый пастырь»). В 1670 г. Киприан Жоховский замещал митрополита Гавриила Коленду во время работы сейма, где была создана комиссия по разрешению спорных вопросов между православными и униатами, в которую вошёл как наблюдатель от униатской стороны. В ответ на требования гетмана Петра Дорошенко, призывавшего польские власти упразднить униатство, Киприан Жоховский выступил с новым проектом объединения православных и униатов в Речи Посполитой. Согласно этому проекту, впервые изложенному Киприаном Жоховским в 1671 г., во время работы на Волыни в составе комиссии сейма, униатам разрешалось сохранять Символ веры без добавления Filioque (но требовалось обязательное принятие католического учения о чистилище), византийский обряд и каноническое право; строго запрещался переход из восточного обряда в латинский и наоборот. Важнейшим пунктом плана Киприана Жоховского было предложение подчинить всех христиан византийского обряда в Речи Посполитой юрисдикции Константинопольского патриарха, если тот вступит в общение с Римско-католической церковью. При этом указывалось, что в случае отказа Константинопольского патриарха от данного условия из-за оппозиции Турции он должен либо перенести свою резиденцию в Речь Посполитую, либо отказаться от юрисдикции над ней, «как он это сделал по отношению к Москве». Предложенный Киприаном Жоховским проект не приняли ни представители православных, ни католики.

 



 
PR-CY.ru