ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

Около 1560 г. по инициативе И.А. Солтана началось строительство каменного храма, стены которого в 1620 гг., по словам иеромонаха Феодосия (Боровика), были видны на высоту копья. Однако к 1628 г. храм не был завершён, в середине XVII в. стены были разобраны при закладке келейного корпуса монастыря. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи (северный) и Покрова Пресвятой Богородицы (южный) возводился с 1629 г. Приводимую иногда в литературе дату сооружения (либо начала строительства) собора 1613 г. исследователи считают ошибочной. Лишь конгрегация 1629 г. постановила заложить церковь «в этом году после Пасхи». Ни архитектор, ни дата освящения храма исследователям не известны. В новейших публикациях историки архитектуры указывают различные даты окончания строительства – 1639 г. Согласно актам конгрегации 1661 г., работы по сооружению церкви были выполнены, в основном, при «старшем» (т.е. игумене) Петре (Мимонском). Необходимость реставрации храма отмечают акты 1686 и 1709 гг. Успенский собор (ныне длина более 55 м, высота под куполом около 40 м) – один из трёх крестово-купольных храмов первой половины XVII в. в Великом княжестве Литовском – был выстроен в традициях католического храмостроительства Речи Посполитой конца XVI – XVII вв., отражавшего тенденции позднего маньеризма и раннего барокко. Несмотря на многочисленные перестройки, основные формы первоначального здания (преимущественно в интерьере) сохранились. Собор представляет собой трёхнефную купольную базилику с трансептом и полуциркульной апсидой. Западный фасад собора был фланкирован двумя башнями. Ячейки нефов перекрыты крестовыми сводами, рукава трансепта (что совершенно нехарактерно) – купольным (северный) и парусным (южный) сводами. Над средокрестием возвышался обширный купол на высоком барабане. Под алтарной апсидой устроена крипта, где находится св. источник. Главный алтарь, согласно православной традиции, был отделён иконостасом; по католической традиции было ещё четыре боковых престола. В притворе собора устроена небольшая капелла, куда в 1664 г. поместили останки Кунцевича (позже перенесены в Замостье), затем – епископа Иоакима Законовича. Около 1760 г. собор был, как полагают исследователи, перестроен в стилистике так называемого виленского барокко, близкой к рококо позднебарочной архитектуры северо-восточных земель Речи Посполитой 1730–1770 гг. Современный вид собора сформировался после капитальной его реконструкции в XIX в., когда башни были разобраны до высоты центрального нефа, новый купол установлен без барабана и завершён большим фонарём. Снаружи все объёмы выдержаны в стилистике классицизма. На западный фасад, который приобрёл вид растянутой по горизонтали ширмы, был наложен вертикализированный четырёхколонный портик; на боковых стенах башен и рукавах трансепта появились фронтоны. По мнению некоторых исследователей, эта реконструкция была начата в 1821 г. и закончилась после 1828 г. Однако уже инвентарь 1821 г. сообщает о «вымуровке» хоров и об «окончании» отделки фасада, на котором были укреплены три иконы на медных досках и росписи (Центральный государственный архив Украины, Львов). После 1854 г. на фасаде ещё оставались три пирамиды с крестами и башня с часами; иконы на медных досках и железный балкон у выхода с хоров сняты в 1867 г.

 



 
PR-CY.ru