ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Благодаря чудотворной иконе и щедрости благотворителей Жировицкий монастырь стал крупнейшим центром религиозной жизни и паломничества; здесь многократно происходили конгрегации василиан (1629, 1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694 гг.). Это объясняется не только материальной обеспеченностью Жировицкого монастыря, но и тем, что протоархимандрит ордена часто пребывал в соседнем Бытенском монастыре. С 1636 г. богослужения проводились по греческим и римским обрядам. В ХVII–XVIII вв. к иконе приезжали польские короли и великие князья литовские накануне важных событий: Владислав IV Ваза с королевой (9–10 декабря 1644 г.), Ян II Казимир Ваза (1651 г.), Ян III Собеский (29 апреля 1683 г.), Август III (1744 г.), Станислав Август Понятовский (1780 гг.). 14 мая 1613 г. король Сигизмунд III Ваза пожаловал Жировичам городское право, 21 июня 1652 г. Ян II Казимир подписал грамоту на получение Магдебургского права. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировицкий монастырь был сожжён войсками князя Алексея Никитича Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число». Исследователи полагают, что вскоре Жировицкий монастырь был восстановлен, иначе созыв в нём в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность священнику Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь. В 1660 г. московское войско захватило немало утвари («аппаратов церковных»), которую перевозили из Ляхович в Жировичи. По мнению исследователей, войска разорили и сожгли, прежде всего, монастырский фольварк и местечко; в 1661 и 1667 гг. сейм освободил Жировичи от налогов. В начале ХVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделённой на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий василиане вывозили ценное имущество Жировицкого монастыря в глубь Польши. Монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, остальные насельники ушли из обители, по преданию, в Жировицком монастыре остался только один иеромонах, который причащал, соборовал и хоронил местных жителей на территории монастыря. После прекращения эпидемии братия вернулась в обитель. В 1719 г. в Жировицком монастыре по завещанию был погребён епископ Пинский и Туровский Иоаким (Цеханович). После официального признания Римом Жировицкой иконы Божьей Матери чудотворным образом на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1730 г. в Жировичах состоялась торжественная коронация этого образа. Униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий в сослужении епископов возложил на икону изготовленные в Риме золотые короны. В обители побывало до 140 тыс. паломников.

 



 
PR-CY.ru