ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 16

Всё это, по мнению исследователей, является отражением тенденции к умеренному обновлению текстов и нотописи в униатской певческой практике того времени. Имеющаяся в книге полистная запись говорит о передаче её в Жировицкий монастырь «в дар вечный о своем и своих здравии и спасении…» в 1662 г. (гораздо позже её составления). Если предположить, что разнообразный репертуар книги был списан не с местного протографа, то после передачи в монастырь, по мнению исследователей, он мог быть освоен по переданному тексту. В «хоре Жировицкой церкви» Ирмологион находился долгое время, в 1761 г. был уже в Почаеве, затем попал в библиотеку Супрасльского монастыря. Сведения о жировицкой традиции пения дополняет Ирмологион василианина иеромонаха Тарасия (вторая четверть ХVII в. (до 1643 г.) – Российская государственная библиотека). Составлять книгу иеромонах Тарасий «в Менску почал, а у Вилни и у Жыровичах докончыл». Завершение рукописи в Жировичах приходится, как полагают исследователи, на последнюю часть текста (листы в ней спутаны при переплёте). В любом случае материал почти всей книги традиционен (за исключением текста второго почерка с менее известным супрасльским напевом, причём составитель не упоминает Супрасль как место своего пребывания). Корпус оригинальных мелодий с редкими названиями, имеющихся в первом Жировицком Ирмологионе, у Тарасия отсутствует, а преобладает типовой материал, что говорит исследователям о доминировании в белорусских монастырях общепринятой традиции. Обиходный раздел включает очень краткое изложение всенощного бдения, вышеупомянутую греческую херувимскую и избранные песнопения литургии. Своё впечатление от мелодически богатых традиционных напевов переписчик эмоционально выразил в названиях «напел добрый» (т.е. красивый – «О Тебе радуется») и «меледыйная» («Слава в вышних Богу»). Их расположение в последней, минейно-триодной части Ирмологиона позволяет исследователям предположить, что это и есть часть, составленная в Жировичах. К концу ХVII – ХVIII вв. певческая традиция монастыря испытала значительные изменения под влиянием церковной музыки римского обряда. В монастыре был установлен 80-регистровый орган, самый крупный в Белой Руси. В ХХ в. наблюдался постоянный интерес учёных к Жировицкому Ирмологиону (обширная библиография о нём собрана Юрием Павловичем Ясиновским). Различные песнопения из его состава были опубликованы Г. Пихурой, большая подборка песнопений болгарского распева – Лидией Пилиповной Корний (в транслитерации), единичные – Александрой Сергеевной Цалай-Якименко (в нотолинейном переводе) и в последнее время – Е. Ю. Шевчук. Ими же ведётся исследование напевов.



 
PR-CY.ru