ЖАН ФУКЕ - Страница 5

Другая миниатюра изображает похороны Шевалье, как считается, Жан Фуке изобразил их ещё при жизни заказчика, предвосхищая то самое событие, благодаря которому он сможет предстоять Мадонне. В «Часослове», выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Жан Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Он удалил украшения на полях, рамочки и проч., превратив каждую миниатюру в своего рода картину, а используя новые техники, обновил искусство иллюминирования. Эта новая концепция стала поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Художник активно использовал перспективу, игру светотени, идеализированную архитектуру Возрождения при изображении древних зданий, а также вовлёк реализм в интерпретацию традиционных тем. Все листы имеют одинаковый формат (16,5x12 см), техника – темпера по пергаменту. Некоторые из них находятся в плохом состоянии и требуют особых условий хранения. В миниатюрах почти всегда присутствуют человеческие фигуры. Жан Фуке любил изображать сцены крестьянской, городской и придворной жизни, эпизоды сражений недавно закончившейся войны. На некоторых миниатюрах можно увидеть портреты современников художника («Представление Этьена Шевалье Богоматери»). Поместив заказчика Этьена Шевалье в одно помещение с Девой Марией, Жан Фуке этим не ограничился, продолжая свободно вводить элементы современности. К примеру, изобразил Карла VII и двух его сыновей в качестве волхвов в сцене поклонения Младенцу. На заднем плане – французские войска, побеждающие в Столетней войне, их можно опознать по знамёнам: Иисус – за Францию. В иллюстрациях с лёгкостью опознаётся современная французская архитектура: Собор Буржа в сцене «Благовещения», Собор Парижской Богоматери и мост Сан-Мишель в «Сошествии Святого Духа». В отличие от более поздних рукописей Жана Фуке в этой практически все миниатюры выполнены им собственноручно. Это – признак ранней датировки этой работы, того периода, когда Жан Фуке ещё не располагал обширной мастерской, большим количеством учеников и помощников, и ему приходилось ограничиваться лишь собственными силами. В этом же – причина необыкновенно высокого художественного уровня каждого изображения. Несколько листов разделены, что явилось новшеством, на два поля: в верхнем – основной сюжет, в нижнем – примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи.

 



 
PR-CY.ru