ЖАН ФУКЕ - Страница 4

Об этом свидетельствует придворный хронист Шастилье, а Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал в своих мемуарах: «Во время трапезы, в постели, на королевском совете – она всегда должна была быть вместе с ним». Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей – набожная и с «лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху». Правая створка диптиха исполнена в сине-бело-красных тонах. Это – гербовые цвета короля. Когда для реставрации собора Нотр Дам в 1775 г. потребовались деньги, диптих, невзирая на завещание заказчика, был разделён на две части, которые были проданы по отдельности. После Французской революции правую створку купил бургомистр Антверпена, и с 1840 г. она находится в местном музее. Левую створку обнаружил в Базеле немецкий поэт Клеменс Брегенс. Он узнал в ней работу Жана Фуке по миниатюрам художникам в собрании своего брата. В 1896 г. картина оказалась в Берлинском собрании картин. Шедевром Жана Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450–1460 гг.), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания. «Часослов Этьена Шевалье» (фр. Heures d'Étienne Chevalier) – иллюминированный манускрипт, созданный Жаном Фуке около 1452–1460 гг. Манускрипт носит имя заказчика, Этьена Шевалье (1410–1474 гг.), который, пользуясь покровительством королевской фаворитки Сорель, сделал блестящую карьеру: был секретарём, финансовым советником, затем королевским казначеем, а также другом Карла VII и его сына Людовика XI. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке – «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Жан Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Донатор повторён практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперёд. Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнажённой грудью, которую она даёт Младенцу. Отличие от станковой картины состоит в том, что теперь оба главных персонажа, Шевалье и Мадонна написаны в одном помещении. Таким образом, Жан Фуке показывает, что Шевалье достиг Царства Небесного и окружён ангелами, таким способом чествуя своего благотворителя.

 



 
PR-CY.ru