ЖАН ФУКЕ - Страница 2

На портрете Карла VII (около 1445 г.) есть надпись: «Победоноснейший король Франции». Но Жан Фуке изобразил короля так достоверно и правдиво, что на его победоносность нет совершенно никаких указаний: на картине представлен хилый и некрасивый человек, в облике которого нет ничего героического. Зритель видит перед собой пресыщенного жизнью и уставшего от развлечений эгоиста с маленькими глазками, крупным носом и мясистыми губами. В конце 1450 гг. Жан Фук создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо. Великолепны его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Жана Фуке прославляют французский королевский дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.). Драгоценным наследием Жана Фуке являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 1470 гг. В этих миниатюрах он выступил как мастер батальных сцен. Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля – Жювенеля дез Юрзена (около 1460 г.). На картине изображён тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Реалистичен и портрет Людовика XI. Художник не стремился хоть как-то приукрасить свои модели, он изображал их точно такими, какими они были в жизни. Это подтверждают многочисленные карандашные рисунки, предшествовавшие живописным портретам. Жан Фуке – талантливый хроникёр, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остаётся чёткой и ясной. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане – горожане, которые пришли поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчёркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту. Шедевром Жана Фуке стал написанный около 1450 г. диптих, на одной части которого изображён Этьен Шевалье со св. Стефаном, а на другой – Мадонна с младенцем Иисусом. Эти части находятся в разных городах: левая створка – в Берлине, правая – в Антверпене. Специалисты давно догадывались, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева – дуба, срубленного около 1446 г. Заказчиком полотна являлся Этьен Шевалье, королевский казначей, который изображён на левой части диптиха со строгой ясностью и внутренней глубиной.

 



 
PR-CY.ru