ЖАН ФУКЕ

ЖАН ФУКЕ (около 1420 – между 1477 и 1481 гг.) – французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции, портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Его произведения, особенно миниатюры Часослова Этьена Шевалье, отличаются тщательностью и тонкостью отделки и яркими сияющими красками. Жан Фуке родился в Туре, в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции. Работал подмастерьем художника, в 1446 г. посетил Рим, где, как полагают исследователи, исполнял обязанности официального представителя французского короля при папской курии. В Италии Жан Фуке испытал сильное влияние итальянского искусства раннего Возрождения, интересовался законами перспективы и изображения предметов в пространстве. Между 1444 и 1446 гг. написал портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев. После пребывания в Италии вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. В 1475 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Его меценатами и заказчиками были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена. В 1474 или 1475 г. получил звание придворного художника. Умер в Туре между 1477 и 1481 гг. Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти Жан Фуке был надолго забыт. Его творчество было вновь оценено по достоинству лишь в XIX в. благодаря интересу представителей романтизма к средневековому искусству. К значительным произведениям художника исследователи относят «Меленский диптих» (около 1451–1456 гг.), заказанный Жану Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне (одна створка находится в Антверпене, другая – в Берлине). В миниатюре Троица из «Часослова Этьена Шевалье» (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображён в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы. «Мученичество св. Аполлонии» показано мастером как театрализованное действо: на втором плане группа зрителей, а сама сцена мученичества на первом плане представлена так, словно мы, зрители мистерии, сидим в первом ряду. Будучи по преимуществу миниатюристом, Жан Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как «Мелёнский диптих» и «Снятие с креста» (около 1455 – 1460 гг., собор в Нуане). Способность Жана Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453 г., Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, совершенно не соответствует надписи «Самый победоносный король Франции». В портретном жанре ярче всего проявилось искусство Жана Фуке. Созданные им портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, его портреты более монументальны и значительны. Чаще всего он изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погружёнными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Портреты Жана Фуке не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.

 



 
PR-CY.ru