ЖАН КЛУЭ - Страница 4

Условность и скованность ранних образов Жана Клуэ сменилась здесь спокойной сдержанностью, лицо осветилось едва заметной улыбкой, в нём отразилась сложная работа мысли. Жан Клуэ, несомненно, хорошо знал подобный типаж, ведь двор Франциска I был средоточием ренессансной культуры Франции. Король, увлечённый передовыми идеями времени, искусством, литературой и наукой, охотно привлекал к себе учёных-гуманистов, поэтов, художников. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. В связи с этим интересен портрет известного филолога, гуманиста, знатока древних языков Гийома Бюде, хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. В изображении Жана Клуэ Гийом Бюде – истинный служитель науки, сухой, серьёзный, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, не лишённый, однако, своеобразного изящества. Соединение в портретном образе сложной внутренней жизни модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов, наложивших отпечаток на искусство Жана Клуэ и на всю французскую школу портрета. Оно и понятно: ведь его заказчиками были дворяне и дамы двора, и, прежде всего, сам король. Кисти Жана Клуэ принадлежит один из лучших портретов Франциска I. Изображённый на узорчатом малиновом фоне, король легко, с чувством врождённой грации несёт тяжесть парадного костюма. Он элегантен, уподоблен рыцарю, это – блестящий дворянин и государь. У него несколько неправильное, даже некрасивое лицо, но живописец облагораживает его красотой гибких линий, мягкостью светотени, сдержанностью выражения. Но почти неуловимое скольжение теней, тонкий рисунок губ, глаз, бровей рождают смутное, едва заметное движение в лице отражение затаённых мыслей и чувств. Этот человек скрытен, лукав, не очень надёжен, может быть, даже жесток. «Двор без дам всё равно, что весна без цветов», – любил повторять король Франциск I. И действительно, женщины были украшением французского двора. Их присутствие смягчало нравы дворян, вносило в формирующееся светское общество дух утончённости, галантности. Женщины особенно охотно оказывали покровительство поэтам, музыкантам, сами нередко сочиняли. Сестра Франциска I королева Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и теологией, интересовалась науками и её племянница, дочь короля Маргарита, славившаяся умом, образованностью, владевшая латынью, греческим и итальянским языками. В героинях Жана Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Художник тонко ощущал уникальность характера каждого портретируемого: тихая, скромная серьёзность милой и нежной мадам Лотрек, супруги одного из героев Мариньяно; смелость, почти дерзость уверенной в себе, раскованной Леоноры Сапаты, испанки, придворной дамы королевы Элеоноры; спокойное достоинство, овеянное таинственными настроениями, неприступной красавицы мадам Летранж; тончайшая одухотворённость мадам Авогур.



 
PR-CY.ru