ЖАН КЛУЭ

ЖАН КЛУЭ (около 1485 – около 1540 гг.) – придворный художник французского короля Франциска I, заложивший основы французской портретной традиции. Отец художника эпохи Возрождения Врансуа Клуэ. Учёные отождествляют его с Муленским мастером. Впервые имя Жана Клуэ упоминается в 1509 г. в поэме Лемера Бельгийского. С 1516 г. Жан Клуэ становится придворным художником Франциска I. Подписанных произведений Жана Клуэ не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Среди этих эскизов есть наброски полотен на библейские темы в стиле миланца Солари, которые висят в Лувре. Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий. Старинный замок Шантильи стоит, отражаясь в ясных водах, в окружении весёлых рощ, среди холмов и просторных зеленых лугов, озарённых солнцем Иль-де-Франса, в тридцати километрах от Парижа. Несколько столетий он служил жилищем именитому и славному роду герцогов Монморанси-Конде, а теперь в нём находится музей Конде, как принято его называть. Он невелик, однако известен, пожалуй, не меньше, чем Лувр. В его библиотеке, в высокой полутёмной зале, заставленной шкафами с книгами, хранятся рисунки старых французских мастеров. Не все имеют доступ к этому сокровищу: рисунки берегут от опасного и вредоносного воздействия света, их не выставляют в залах, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии. И только редкие счастливцы, чаще всего исследователи, получают возможность посмотреть оригиналы. Их в Шантильи более 350, и, главное, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ – почти всё дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, создателя школы французского карандашного портрета. Портретные рисунки во времена Жана Клуэ делали все художники. В эпоху Возрождения, когда в людях пробудился особый интерес к индивидуальности, возникла и потребность в портретах, обладающих сходством с моделью, правдивостью и точностью психологической характеристики. Этому помогал сделанный с натуры рисунок, который можно было использовать при создании и живописного, и скульптурного портрета в любой технике и в любом материале. Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Сами по себе они обладали выразительностью и художественной завершённостью самостоятельного произведения. Французы, современники Жана Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. Подражатели и ученики мастера Жане, а среди них был и его сын Франсуа, ставший позднее знаменитым портретистом, усвоили и развили традиции учителя. Карандашный портрет завоевал Францию, к концу XVI в. почти вытеснил все другие формы этого жанра и стал, по мнению знатоков, самым ярким явлением французского искусства эпохи Возрождения. Вряд ли сам Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой. Более 25 лет он занимал должность живописца короля Франциска I – одного из самых могущественных государей той поры.

 



 
PR-CY.ru