Словарь по христианству Ж ЖАН БУРДИШОН

ЖАН БУРДИШОН

ЖАН БУРДИШОН (около 1457 – 1521 гг.) – французский художник. В ряду французских художников XV в., занимавшихся иллюстрированием книг, имя Жана Бурдишона хронологически стоит одним из последних. Вторая половина века завершает собой период величайшего расцвета миниатюры, связанного с украшением романских и готических рукописей. С развитием книгопечатания миниатюру вытесняет гравюра. Художники продолжают создавать великолепные произведения, но уже утрачивают понимание специфики искусства украшения манускриптов. Мастера отдают теперь свои лучшие силы станковой картине. Миниатюра тоже превращается в своего рода самостоятельную картинку, чем нарушается цельность книжного организма. Если говорить о качественной стороне искусства Жана Бурдишона, то после непревзойдённого Жана Фуке он «первый среди равных». О жизни Жана Бурдишона известно мало. Родился он и умер, как полагают исследователи, в Туре, городе, с которым была связана большая часть жизни художника. С 1484 г. Жан Бурдишон упоминается в документах как «королевский художник». Это свидетельствует не только о признании его высокого мастерства, но и о безусловной разносторонности. «Королевский художник» должен был обладать познаниями и умением в различных областях искусства от портретирования до того, что можно обозначить современным понятием дизайна, т.е. проектирования костюмов и предметов королевского быта. Жан Бурдишон, по всей вероятности, и был тем универсалом, в котором так нуждался королевский двор. К сожалению, из плодов его разносторонней деятельности известна только монументальная роспись (двадцати лет от роду он участвовал в росписи замка Плесси-ле-Тур), а также портреты и миниатюры. В последних двух областях он был мастером высокого класса. Туренец Жан Бурдишон продолжал традиции своего старшего современника и соотечественника Жана Фуке. Оба работали в Туре, городе, который имел свои сильные, хотя и сравнительно новые живописные традиции. Этот город выдвинулся в число значительных художественных центров Франции во время Столетней войны, когда в результате английского нашествия вся активная жизнь страны как бы передвинулась на юг. В это же время в Бурже работает живописец Жан Коломб, а в Мулене – так называемый Муленский мастер. Все эти художники – представители одной эпохи, одного стиля в искусстве, который называют Ренессансом. Если в первой половине столетия старые готические и новые ренессансные черты порой не могли ужиться в одном произведении и не могли преодолеть друг друга, то теперь в искусстве Жана Фуке и его последователей складывается подлинно новаторский стиль. В нём сливаются воедино традиции итальянского искусства, достижения старонидерландских художников и французские нововведения. Главное произведение Жана Бурдишона из числа дошедших до нас – так называемый Часослов Анны Бретанской, хранящийся в Национальной библиотеке в Париже. Он был создан мастером в начале XVI в., как полагают исследователи, в 1500–1507 гг.

 



 
PR-CY.ru