Словарь по христианству Ж ЖАН МАЛУЭЛЬ

ЖАН МАЛУЭЛЬ

ЖАН МАЛУЭЛЬ (1370–1415 гг.) – нидерландский художник, хотя иногда считается французским, т.к. служил у герцога Бургундского, Филиппа Смелого в Дижоне, а затем герцога Жана Бесстрашного. Жан Малуэль (собственно Ян Малвел) был наиболее крупным мастером Бургундской школы. Родился и жил в Неймегене, как полагают исследователи, обучался в мастерской своего отца, художника Виллема Малуэля (его дядя был также художником), регистрируются в качестве художника в 1382 г. Жан Малуэль был дядей знаменитых братьев Лимбургов, которых он устроил на службу Филиппа Смелого около 1400 г. Женившись, переехал с семьёй в Париж, где в 1396 г. был замечен герцогом Бургундии Филиппом Смелым (1363–1404 гг.), который в 1397 г. пригласил его в Дижон. С этого времени художник работал до конца своих дней при Дворе герцогов Бургундских. В 1405 г., вскоре после смерти Филиппа, вернулся в Неймеген, женился и вновь вернулся в Дижон. Согласно документам, исполнил многочисленные декоративные работы и надгробие герцога Филиппа Смелого (1410 г.). По заказам герцога писал картины, пять алтарей для монастыря Шанмоль (с 1398 г.), портрет Жана Бесстрашного (1412 г.). Однако ни одно из этих произведений не сохранилось. Художнику приписывают работы бургундского происхождения, датируемые той же эпохой. Исследователи считают наиболее правдоподобной атрибуцию большого тондо «Оплакивание Христа» (Париж, Лувр), с гербом Филиппа Смелого на обороте; картина была создана, по мнению исследователей, около 1400 г., вскоре после вступления Малуэля в должность, поскольку она ещё несёт на себе отпечаток сиенского стиля, процветавшего в Париже в конце XIV в., и парижской стилизации. Исследователи находят картину «Оплакивание Христа» Жана Малуэля любопытной по своему решению. Художник соединил в одной композиции два известных сюжета: собственно «Оплакивание» и «Троицу», изобразив в «Оплакивании Христа» Бога-Отца и Святого Духа в виде Голубя, освободившись таким образом не только от традиционной трактовки сюжета, но и от принятой формы. Мастер блестяще построил композицию в заданном формате. Круглая форма доски, использованная Жаном Малуэлем, предположительно, была изобретением самого художника – во всяком случае, в картинах-рондо, появившихся позднее, ощущается влияние его искусства. В 1415 г. Жан Малуэль скончался в Дижоне, оставив жену и четверых детей. Она получала пенсию от герцога и вернулась в Неймеген.

 
PR-CY.ru