ЖИЛЬСОН Этьен Анри - Страница 8

Будучи познаваем в акте существования, Бог, тем не менее, всегда остаётся недоступным для человека в Своей сущности. Поэтому на вопрос: «Что есть сущность Бога?» – возможен лишь один верный ответ: «Ничто». Использование различных понятий применительно к Богу есть не более чем средство, помогающее «удержаться на плаву» в «открытом море чистого актуального существования», в качестве которого Бог содержит в Себе всё, тогда как Сам Он ничем не содержится и не ограничивается. Философское учение Фомы Аквинского Э.А. Жильсон считал квинтэссенцией всей философии и утверждал, что оно содержит полноту философской истины: «Его учение не только не исключает все прочие, но, напротив, включает в себя всё истинное, что есть в каждом из них»; «метафизика Фомы излучает истину, способную вобрать в себя любую другую истину». Основание для такого тезиса Э.А. Жильсон видел в том, что истинность учения Фомы подтверждена авторитетом католической церкви, признавшей Фому «учителем Церкви» (doctor Ecclesiae) и предписавшей руководствоваться его учением. Поскольку философия Фомы сохраняется неповреждённой в католической церкви, её верное понимание доступно не внешним исследователям, а лишь укоренённым в церковной традиции теологам: «Наиболее оригинальные и глубокие философские понятия св. Фомы открываются только тем, кто читает как теолог». Выражая кратко, что в его понимании означает быть томистом, Э.А. Жильсон писал: «Следует философствовать внутри веры, и так философствовать может только христианин». Важнейшей отправной точкой историко-философского анализа Средневековья у Э.А. Жильсона стал постулированный им в разрыве с устоявшейся к тому времени университетской традицией (представленной, например, в работах бельгийского историка  философии Мориса де Вульфа) отказ признавать содержательную однородность средневековой философии, на которую был призван указывать применявшийся ко всему этому периоду общий термин «схоластика». Согласно Э.А. Жильсону, от историка философии требуется не создавать общие сущности, искусственно подтягивая к ним всё различное и уникальное в учении тех или иных мыслителей, но видеть за общими именами многообразие наполняющего их содержания: «Схоластика..., Средневековье или Ренессанс – это не некие сущности, подлежащие определению, но имена для обозначения исторических реалий, которые должны быть объектами анализа и дескрипции». Исходя из этого Э.А. Жильсон предлагал рассматривать средневековую философию как поле взаимодействия различных концепций и школ (августинианство, перипатетизм, аверроизм и т.д.). Согласно Э.А. Жильсону, историк философии должен двигаться не от школ к индивидам, но от индивидов к школам, не конструируя, а выявляя внутреннее единство мысли. Наиболее ярко его историко-философские взгляды и методы отражены в двух работах, посвящённых общему рассмотрению истории средневековой философии: «История христианской философии в Средние века» («History of Christian Philosophy in the Middle Ages», 1955 г.) и «Философия в Средние века» («La Philosophie au Moyen Âge», 1922 г.; переработанное второе издание – 1944 г.).

 



 
PR-CY.ru