ЖИЛЬСОН Этьен Анри - Страница 5

Серьёзное влияние на формирование понятия «христианская философия» у Э.А. Жильсона оказало его употребление в подзаголовке энциклики папы Льва XIII «Aeterni patris», изданной 4 августа 1879 г. Как следует из подзаголовка, энциклика была выпущена «в целях возрождения в католических школах христианской философии (philosophia christiana) согласно духу (ad mentem) ангелического доктора святого Фомы Аквинского». Рассматривая текст энциклики, Э.А. Жильсон обращал особое внимание на постулируемое в ней учение о доступности для человека естественного богопознания, в качестве элементов которого выступают философские представления о Боге и мире. Эти представления должны определённым образом соотноситься с божественным Откровением, что неизменно осуществлялось на протяжении всей истории христианской мысли. Согласно интерпретации Э.А. Жильсона, энциклика призвана была показать, что разум может и должен использоваться в философских целях, но вместе с тем он «не должен лишать себя света веры; он служит Откровению и его нуждам и, в награду за это, милостью Иисуса Христа он получает новые силы для более плодотворной работы». Таким образом, по утверждению Э.А. Жильсона, если употребляется термин «христианская философия», это означает, что речь идёт о «философствовании разума, который тесно связан с верой, причём и разум, и вера оказывают друг другу взаимные услуги». При этом Э.А. Жильсон осознавал, что для введения понятия «христианская философия» требуется отказаться от выработанного к его времени философской традицией представления о «чистой» философии как о самообосновывающей деятельности разума. Философия для Э.А. Жильсона не есть самодостаточная область познания мира и Абсолюта, но есть лишь особый рациональный метод решения различных вопросов. Будучи свободна по методу, она, согласно Э.А. Жильсону, должна добровольно подчиняться божественному авторитету, поскольку в противном случае она неизбежно будет впадать в многочисленные ошибки и заблуждения: «Во всём, что входит в её компетенцию, философия имеет полное право следовать своему собственному методу, применять свои принципы и способы доказательства, не выходя в то же время из повиновения божественному авторитету, поскольку именно этот авторитет лучше всего предохраняет философию от ошибок и обогащает её разнообразными знаниями». Применяя теоретические построения энциклики к истории философии, Э.А. Жильсон утверждал, что христианская вера и сформировавшаяся на её основе теология проявили способность оказывать особое влияние на философию, вводя в неё новые метафизические реалии и тем самым сущностно изменяя её характер. Он считал, что есть серьёзные исторические и философские основания допускать возможность философско-теологического синтеза в рамках некоего единого образования, для обозначения которого Э.А. Жильсон использовал термин «христианская философия». Признавая, что такая трактовка поднимает вопрос о том, каким образом некое положение или исследование может быть рациональным и философским, если оно обусловлено религиозными верованиями, он был вынужден более глубоко рассмотреть природу философского познания и способы взаимосвязи философии и теологии.

 



 
PR-CY.ru