Словарь по христианству Ж ЖИЛЬСОН Этьен Анри

ЖИЛЬСОН Этьен Анри

ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884–1978 гг.) – католический философ, историк средневековой философии, ведущий представитель неотомизма. Э.А. Жильсон родился в католической семье, был третьим из пяти сыновей Поля Антельма Жильсона, владельца магазина в Париже, и Каролины Жюльетты Рено, швеи, дочери трактирщика. Первоначальное образование Э.А. Жильсон получал в различных школах Парижа: в приходской школе св. Клотильды, в епархиальном коллеже (petit séminaire) Нотр-Дам-де-Шан и в лицее Генриха IV. После года военной службы, во время которой, как он сам писал, ему удалось познакомиться с «Метафизическими размышлениями» Рене Декарта и «Введением в жизнь духа» Леона Брюнсвика, Э.А. Жильсон продолжил изучение философии на отделении словесности Сорбонны под руководством Виктора Дельбо (1862–1916 гг.) и Люсьена Леви-Брюля (1857–1939 гг.), он также посещал Коллеж де Франс, где занимался у Анри Луи Бергсона. В 1907 г. Э.А. Жильсон получил степень бакалавра философии и право на преподавание, годом позже вступил с Терезой Равизе в брак, от которого у него было две дочери и сын. На протяжении следующих шести лет Э.А. Жильсон преподавал философию в лицеях городов Бурк-ан-Брес, Рошфор, Тур, Сен-Квантен и Анже. В начале 1913 г. получил докторскую степень в Сорбонне, в качестве материалов для защиты представил две работы, посвящённые исследованию философии Рене Декарта и её связей с предшествующей католической философией и теологией (схоластикой): «Index scolastico-cartésien» («Схоластико-картезианский указатель»; содержит объяснение философской терминологии Рене Декарта, генетически связанной со средневековой католической философией) и «La liberté chez Descartes et la théologie» («Свобода у Декарта и теология»). При работе над этими сочинениями Э.А. Жильсон впервые внимательно ознакомился со взглядами Фомы Аквинского и других средневековых теологов и пришёл к осознанию их большей содержательной полноты в сравнении с картезианскими идеями: «Во всех отношениях картезианская мысль свидетельствует более об оскудении мысли, нежели о её прогрессе, если сравнивать её с теми источниками, которые её питают». Желая глубже проследить «двойное превращение греческой философии в христианскую теологию и, затем, христианской теологии в современную философию», Э.А. Жильсон осознал необходимость «вернуться к забытой философии теологов», квинтэссенцию которой он предполагал найти в теологических сочинениях Фомы Аквинского. Вскоре после защиты Э.А. Жильсон получил должность лектора на филологическом факультете университета Лилля. Для лекционного курса избрал тему «Система св. Фомы Аквинского». Достигнутые в рамках этого курса результаты исследования наследия Фомы Аквинского были представлены в начатой в этот период, но опубликованной уже после Первой мировой войны в Страсбурге работе «Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского», которая, несмотря на неоднозначные оценки первых критиков, стала переломной вехой в исследовании средневековой философии и впоследствии приобрела большую популярность. Э.А. Жильсон неоднократно перерабатывал и расширял это сочинение: его первое издание содержит 174 страницы, тогда как шестое, вышедшее в 1965 г., насчитывает 478 страниц.

 



 
PR-CY.ru