ЖИЧА - Страница 4

Певницы более высокие, чем в Студенице, увеличились и относительно размеров наоса, сблизились с экседрами для хоров, характерными для афонской архитектуры. План собора приблизился к квадрату за счёт того, что его пространство в значительной степени слилось с наосом. Одноглавые парекклисионы (купола дважды разрушались и восстанавливались) по обеим сторонам нартекса воспроизводили композицию кафоликонов афонских монастырей Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Престолы посвящены небесным покровителям короля Стефана Первовенчанного и Саввы Сербского – архидиакону Стефану (южный) и Савве Иерусалимскому (северный). Однако гипотезе о том, что парекклисионы задумывались в качестве усыпальниц основателей монастыря, исследователи не находят подтверждений. Алтарное пространство до 1221 г. было разделено на жертвенник и диаконник. Пастофории по сторонам алтарной апсиды (восстановлены после 1987 г.) не входили в первоначальный замысел; их пристройка связана, как полагают исследователи, с превращением Жичи в кафедральный собор. Детали экстерьера Жичи (формы оконных проёмов, ползучие арки) навеяны романским декором Студеницы, за исключением облицовки камнем. Около 1230 г. король Радослав пристроил к собору обширный двухэтажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооружённый европейскими мастерами, он в западной части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых, в свою очередь, восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделён четырьмя столбами на девять равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний (не сохранился) имел, как полагают исследователи, продольный полуцилиндрический свод. Колокольня четырёхъярусная, квадратная в плане, с молельней Саввы на третьем этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 г. была восстановлена в романских формах. Экзонартекс Жичи стал первым подобным сооружением в Сербии; вслед за ним те же мастера пристроили экзонартексы к соборам монастырей Студеница (около 1235 г.) и Милешева (около 1236 г.). Архитектура собора оказала большое влияние на развитие сербского церковного строительства XIII в. В 1290 г. собор почти полностью был разрушен, но был восстановлен в конце XIII – начале XIV вв. В начале XIX в., во время турецкого завоевания, здание лишилось кровель, притвор и части парекклисионов обрушились. Основная часть здания была восстановлена между 1850 и 1880 гг., капитальная реставрация была произведена в 1925–1932 гг. усилиями архитекторов Александра Дероко и Момира Коруновича. Во время бомбардировки и пожара 1941 г. были разрушены купола; восстановление закончилось к 1953 г., стены храма по афонской традиции получили тёмно-красную раскраску. Новая реконструкция, приблизившая внешний вид храма к первоначальному, была осуществлена после землетрясения 1987 г. К востоку от собора находится церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата.

 



 
PR-CY.ru