ЖИЧА - Страница 3

15 июня 1889 г. в храме Жичи Сербский митрополит Михаил миропомазал короля Александра Обреновича, а 9 октября 1904 г. Сербский  митрополит Иннокентий (Павлович) – короля Петра I Карагеоргиевича. Здесь хотел короноваться и Александр I Карагеоргиевич, который неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в 1923 г. создал комиссию по их поддержке и реставрации. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 г. епископа Николая (Велимировича) положение Жичи улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала сорок монахов и двадцать послушников, среди которых были русские художники Иван Мельников и Николай Майендорф, расписавшие церковь святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. В главном соборе монастыря планировалось устроить 12 алтарей и звонницу с 12 колоколами в честь 12 апостолов. 23 сентября 1940 г. по случаю освящения в составе комплекса девятого храма во имя Иоанна Крестителя в Жиче в течение суток совершалась Божественная литургия – когда в одной церкви заканчивалась служба, в другой начиналась следующая. 10 октября 1941 г., во время Второй мировой войны, Жича подверглась бомбардировке немецкой авиации, которая вызвала сильный пожар. Несмотря на условия военного времени, в монастыре оставались игумен Даниил, отец Рафаил, братья Феодул и Марий и два послушника. В 1947 г. Жича была обращена в женский монастырь. В 1950–1951 гг. в Жиче под домашним арестом находился Скопский  митрополит Иосиф (Цвийович). В 1964–1967 гг. в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 г. была заменена крыша. В 1978 г. в монастыре открылась иконописная мастерская «Святой Лука». К 2008 г. в монастыре проживали настоятельница игуменья Елена и сорок насельниц. В монастырском некрополе похоронены многие выдающиеся сербские церковные деятели (останки некоторых были перенесены сюда с других кладбищ): епископ Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович; ум. в 1873 г.), епископы Жичские Василий (Костич) и Корнелий (Станкович), архимандрит Севастиан (Дабович) и др. Комплекс монастыря включает собор Вознесения Господня, церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ныне церковь святых Петра и Павла), храм, трапезную, кельи и хозяйственные помещения. Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле так называемой рашской школы, для которой характерно сочетание форм византийской и западноевропейской романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и двумя так называемыми певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный западный компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в конце XIII – начале XIV вв. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в которых, как полагают исследователи, хранились святыни Страстей Христовых, и стояли каменные троны короля и архиепископа.

 



 
PR-CY.ru