ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 8

Исследователям известен список Толкового Апокалипсиса с дополнительными статьями (Российская государственная библиотека, последняя треть XV в.), над которым Зосима работал, находясь на покое в Троице-Сергиевом монастыре; рукопись содержит антииудейское «Слово на жиды о иже Господь может зватися Сыном, и аггелом, и человеком». Одновременно данный сборник помогает раскрыть подоплёку некоторых обвинений, выдвинутых Иосифом против митрополита. В числе переписанных Зосимой в сборнике статей находятся тексты, опровергавшие мнение о пользе для усопших заупокойных поминаний («праведных молитва в нынешнем житии, а несть молитвы по смерти»). Такая точка зрения, как полагают исследователи, полемически заострённая обоими противниками, отразилась в словах Иосифа, которые он приписывал митрополиту Зосиме: «А что то Царство Небесное? А что то Второе пришествие? А что то въскресение мертвым? Ничего того несть, – умерл кто, ин то умер, по та места и был». Представление митрополита Зосимы о ненужности заупокойных молитв, несомненно, было обусловлено позицией великого князя Ивана III, стремившегося к ограничению церковного, в первую очередь, монастырского, землевладения, рост которого в то время в большой степени осуществлялся за счёт заупокойных вкладов. Из вышеизложенного исследователи делают вывод, что участие Зосимы в московском кружке жидовствующих объясняется не религиозными мотивами, но желанием выдвинуться при поддержке придворной партии, близкой к правителю. Став главой Русской церкви, Зосима всемерно поддерживал Ивана III и стремился проводить в жизнь его позицию. В 1492 г. несколькими русскими иерархами, в том числе митрополитом, была составлена пасхалия, продолжившая старые рядовые пасхалии. К своему тексту митрополит Зосима написал предисловие «Изложение на пасхалию», в котором уподобил великого князя Ивана III равноапостольному императору Константину I Великому, а столицу Руси назвал Новым Иерусалимом (исследователи полагают, что этот текст является ответом на обвинения в адрес великого князя, высказанные противником Зосимы Новгородским архиепископом Геннадием в Послании митрополиту в 1490 г. Новгородский архиерей порицает великого князя за «нечестие», выразившееся, по мнению Геннадия, в осквернении Московского Кремля в ходе его перестройки). Исследователи высказывали предположение, что митрополит Зосима оказал содействие Ивану III в борьбе с братом великого князя удельным угличским князем Андреем, арестованным в сентябре 1491 г. и скончавшимся в тюрьме в ноябре 1493 г. Живя в Троице-Сергиевом монастыре, Зосима продолжал считать себя митрополитом, он «причащался Божественных Таин, став на орлеце, и во всём святительском чину», что противоречило канонам и существовавшей практике. У исследователей есть свидетельство о том, что Зосиму считали митрополитом в 1496/1497 г. в псковском Святогорском монастыре. Таким образом, в отличие от новгородских жидовствующих, для которых преобладающее значение имела борьба с христианским вероучением и церковью, московский кружок еретиков был объединён не вероисповедной общностью, но, в первую очередь, близостью к правителю и являлся своего рода придворной партией, зависимой от взглядов Ивана III.

 



 
PR-CY.ru