ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - Страница 6

Жидовствующие в Новгороде пользовались астрологическим сочинением Эммануила бен Якоба «Шестокрыл» (1356 г.), переведённым с еврейского на русский язык в Юго-Западной Руси. Исследователи полагают, что «в числе переводных гадательных сочинений, распространение которых было связано с ересью жидовствующих», на Русь также пришли такие запрещённые позднее решениями Стоглавого Собора сочинения, как «Рафли», «Воронграй», «Острономии», «Зодеи», «Алманах», «Звездочетьи», «Аристотель», «Аристотелевы врата», «Чернокнижье». Анатолий Аркадьевич Турилов и Алексей Владимирович Чернецов отметили связь между бытованием этих книг во второй половине XVI в. и царским двором. По мнению исследователей, в рамках литературной традиции произведений, содержащих «тайную мудрость», необходимо рассматривать сочинение Ф.В. Курицына «Лаодикийское послание». При его анализе исследователи принимают во внимание обнаруженное Андреем Анатольевичем Зализняком в надписях на новгородской цере конца X (?) – начала XI вв. начало послания «первого епископа Лаодикии, ученика апостола Павла», содержавшего, судя по заголовку, «тайную мудрость». Успех пропаганды жидовствующих в Новгороде, а затем в Москве был во многом обусловлен насаждавшимися еретиками среди православных религиозными сомнениями в связи с окончанием седьмой тысячи лет от Сотворения мира, которое пришлось на 1492 г. от Рождества Христова. В 1492 г. заканчивались старые рядовые православные пасхалии, составленные на семь тысяч лет, и многие в связи с этим ожидали Второе пришествие Христа и конец мира. Иосиф так передаёт слова жидовствующих в связи с окончанием седьмой тысячи лет: «Седмь тысящь лет скончася, и пасхалиа преиде, а Втораго Христова Пришествиа несть, и писания отечьская суть ложна, подобает сих огнём съжещи». Пропаганда жидовствующих, по-видимому, имела значительный успех, в связи с чем Новгородский архиепископ Геннадий в 1488 г. обратился к находившемуся на покое Ростовскому архиепископу Иоасафу (Оболенскому) с просьбой прислать старцев Паисия (Ярославова) и Нила Сорского для совета по вопросу о сроках конца света. При этом Геннадий сослался на утверждение еретиков, которое слышал от протопопа Алексея: «Преидут три лета, кончается седмая тысяща… И мы-деи тогды будемь надобны». В словах Алексея подразумевается возможность перехода от христианского летосчисления к иудаистской традиции, изложенной в «Шестокрыле», в соответствии с которой год окончания седьмой тысячи лет по православному летосчислению приходился на 5228 год по еврейскому летосчислению, вследствие чего жидовствующие утверждали, что «лета христианьскаго летописца скратишась, а наша пребывают» (причина расхождения в летосчислении между христианами и иудеями, как указывал Геннадий, заключается в том, что христиане основываются в хронологии на ветхозаветных текстах в переводе 70 толковников (Септуагинты), а иудаисты – на редакции Ветхого Завета Акилы, Симмаха и Феодотиона; согласно Септуагинте, число лет от Адама до потопа составляло 2242, по Месопотамскому Талмуду – 1656, Воплощение Христа пришлось соответственно на 5500 и 3760 годы от сотворения мира).

 



 
PR-CY.ru