Словарь по христианству Ж ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ – еретическое движение, существовавшее в последней трети XV – начале XVI вв. в Новгороде и в Москве. Жидовствующие («жидовская мудръствующими») еретики названы в «Просветителе» («Книга на новгородские еретики») Иосифа Волоцкого, в посланиях Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова), наименование указывает на связь учения еретиков (или части еретиков) с иудаизмом. История ереси, согласно сочинениям её обличителей, началась в 1470 г., когда в Новгород из Киева в свите князя Михаила Олельковича, приглашённого на новгородскую службу, приехал «жидовин», который начал распространять среди православных свои взгляды. Иосиф в «Сказании о новоявившейся ереси», которое представляет собой предисловие к «Просветителю», назвал имя этого «жидовина» – Схария, сообщив, что он был известным астрологом и «чернокнижником». Упоминание о ересеархе Захарии Скаре Гуиле Гурсисе содержится в «Послании на жидов и еретики», написанном в 1488 г. иноком Саввой боярину Дмитрию Васильевичу Шеину. Вопрос о тождестве названных лиц является предметом дискуссий. Фигура ересеарха Схарии объявлялась мифической. В последнее время представлены серьёзные аргументы в пользу тождества новгородского ересеарха Схарии с Захарией бен Аароном га-Когеном, который переписывал рукописи в Киеве до его разорения татарами в 1481 г. Содержание рукописей говорит исследователям о серьёзных философско-религиозных интересах членов иудейской общины в Киеве и самого Захарии. Познания Схарии, среди которых Иосиф особо отмечает «чародейство... чернокнижие, звездозаконие же и астрологы», прельстили новгородцев священников Дениса и Алексея (последний служил в церкви на Михайловской ул.). Вскоре, по сообщению Иосифа, из Литвы явились «инии жидове»: «Осиф Шмойло Скарявей Мосей Хануш» (исследователям неясно, к скольким лицам относятся перечисленные пять имён). Алексей и Денис часто бывали у иудеев и старались укрепиться в «жидовстве», хотели принять обрезание, но наставники уговорили их не делать этого в целях конспирации. Алексей тайно принял имя Авраам, его жена получила имя Сарра. Алексей вовлёк в ересь своего зятя Ивашку Максимова и его отца попа Максима и многих других людей из духовенства и мирян. Денис привлёк протопопа Софийского собора Гавриила и Гридю Клоча. Затем в ересь были вовлечены: Григорий Тучин, отец которого имел в Новгороде большую власть, поп Григорий с сыном Самсонкой, покровский поп Василий, апостольский поп Яков, воскресенский поп Иван, борисоглебский диакон Гридя, Лавреш, Мишук Собака, зять Дениса Васюк Сухой, Юрка Семёнов сын Долгого, крылошане Авдей и Степан, Овдоким Лелюша, диакон Макар, дьяк Самуха, поп Наум и многие иные. Взгляды новгородских жидовствующих подробно изложены в «Просветителе». Они отрицали догмат о Святой Троице и считали, что «Христос ещё не родился есть... а Егоже гл(агол)ют христиане Христа Бога, той прость человек есть, а не Бог». Поэтому они призывали: «Подобает убо ныне Моисеев (закон) дрьжати и хранити, и жрьтвы жрети, и обрезатись». Жидовствующие отрицали христианские таинства, молитвы, действенность милостыни, почитание креста, икон, мощей святых.

 



 
PR-CY.ru