ЖЕРТВЕННИК - Страница 3

В Новом Завете для обозначения жертвенника используются три греческих термина: в Деян. 17:23, в LXX для обозначения жертвенника язычников, в Евр. 9:4, в переводах Ветхого Завета Феодотиона и Симмаха для обозначения жертвенника приношения курений в Исх. 30:1, обозначающий всесожжения в Иерусалимском храме (Мф. 5:23–24; 23:18–20, 35; Лк. 11:51; Евр. 7:13; Откр. 11:1), жертвенник приношения курений (Лк. 1:11), жертвенник вне храма (Рим. 11:3; Иак. 2:21), а также жертвенник небесного храма (Откр. 6:9; 8:3 и др.). В Евр. 13:10 под жертвенником, как полагают исследователи, имеется в виду Крест Христов. В христианском богослужении в связи с пониманием евхаристии как жертвы слово «жертвенник» было применено к столу, на котором совершается это таинство – св. престолу. В частности, в литургических текстах византийской традиции слово «жертвенник» – это одно из обозначений св. престола. Однако вне текстов византийских молитв и гимнографических текстов русская литургическая терминология (в отличие, например, от лат. – см. Алтарь) не употребляет термин «жертвенник» применительно к св. престолу. Изображения ветхозаветного жертвенника встречаются в росписи синагоги в Дура-Европос (244/245 г.), в сцене «Жертва пророка Илии на горе Кармил». В христианском искусстве его изображение известно с раннего времени – в сценах жертвоприношения праотцев Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека и пророка Илии. Наиболее часто встречающийся сюжет «Жертвоприношение Авраама» присутствует в росписях катакомб, в рельефах саркофагов, на донышках стеклянных литургических сосудов (III–IV вв.). В сцене «Жертвоприношение Авеля и Каина» изображение жертвенника встречается в иллюстрациях к Библии, к Октатевхам (XI в.) и в монументальных циклах (Палатинская капелла в Палермо, Сицилия, 1150–1160 гг.). Как правило, жертвенник изображали в виде кубического объёма, на котором в композиции «Жертвоприношение Авраама» обычно разложен огонь. В сцене «Жертва Мелхиседека» в Венском Генезисе (VI в.) жертвенник изображён под балдахином. В ряде сюжетов из Ветхого и Нового Завета ветхозаветный жертвенник предстаёт в виде христианского алтаря: куб, покрытый пеленой с изображением креста, например, в композиции «Жертва Авеля и Мелхиседека» в церквах Равенны – Сан-Витале (546–547 гг.) и Сант-Аполлинаре ин Классе (около 549 г.). Христианский жертвенник (св. трапеза) присутствует: в сценах евхаристии, в изображениях алтарного пространства, а также самостоятельно. Один из ранних примеров последнего – роспись в катакомбах Каллиста (первая половина III в.) – стол на трёх ножках с евхаристическим приношением на нём – рыбой и хлебом. Другие типы – престол, покрытый тканью, в сценах причащения апостолов на серебряной патене (VI в., Дамбартон-Окс); престол ротонды Воскресения в композиции «Явление ангела женам-мироносицам» на крышке реликвария (около 600 г., Музеи Ватикана); престолы без покровов в виде тронов с книгами на мозаиках купола баптистерия православных в Равенне (середина V в.).



 
PR-CY.ru