ЖЕРТВЕННИК

ЖЕРТВЕННИК 1) – возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы. Жертвенник даёт возможность приносить жертву не на самой земле, а над ней,  ближе к небу как обиталищу божества. Поэтому и сами жертвенники создавались обычно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии.  2) в русской литургической терминологии – стол для совершения проскомидии (в тех случаях, когда этот стол расположен в особом компартименте храма – например, отдельной апсиде, – этот компартимент также может называться жертвенником). Перенос значения со св. престола на стол для совершения проскомидии, как полагают исследователи, был вызван подчёркнуто жертвенным характером этого чина; в православных литургических книгах, однако, и стол для совершения проскомидии, и храмовый компартимент, в котором он расположен, обозначаются старославянским термином «предложение». Жертвенник как специальное устройство для принесения жертвы представляет собой известный с древнейших времён один из самых универсальных предметов для совершения богослужения представителями различных конфессий. В языческих культах жертвенники могли быть как переносными, так и встроенными в храмовые комплексы, которые считались жилищем того или иного божества. Кроме того, жертвенники сооружались в домах, рядом с гробницами, в общественных местах (на рынках и т.п.). Для греко-римской культуры характерны посвятительные надписи на жертвенниках. В Ветхом Завете жертвенник упоминается более 400 раз. В подавляющем большинстве случаев используется еврейское слово, которое происходит от общесемитского корня «резать», «закалывать», оно обозначает не место заклания жертвенного животного, а место принесения (сожжения) жертвы – в библейской традиции жертвенное животное закалывали не на самом жертвеннике, а близ него. Кроме сожжения жертвы или её части на жертвеннике он окроплялся её кровью (см.: Исх. 24:4–6 и др.). На жертвеннике приносились и бескровные жертвы (мука, елей, вино и благовония – Исх. 29:40; Лев. 2:1–2 и др.). Впервые жертвенник в Ветхом Завете упоминается в связи с рассказом о Ное и окончании потопа (Быт. 8:20). Ветхозаветные патриархи чаще всего воздвигали жертвенники там, где им являлся Господь, или там, где они жили: Авраам воздвиг жертвенник в Сихеме (Быт. 12:6–7), между Вефилем и Гайем (Быт. 12:8), в Хевроне (Быт. 13:18), на горе в земле Мориа (Быт. 22:2, 9); Исаак – в Вирсавии (Быт. 26:23-25); Иаков – в Вефиле (Быт. 35:1–7). Иногда жертвенники устраивались в память об особых благодеяниях Божьих (Суд. 6:23–24; Исх. 17:15–16).

 



 
PR-CY.ru