ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич

ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (1909–1984 гг.) – священник, духовный писатель, деятель правозащитного движения. Из купеческой семьи, отец был церковным старостой в Софийской церкви в Замоскворечье. Окончил семь классов средней школы. В юности примкнул к обновленчеству, посещал московский Заиконоспасский монастырь, ставший в 1920 гг. центром «Союза церковного возрождения», общался с его руководителем бывшим епископом Антонином (Грановским). Учился в обновленческой Московской духовной академии (по другим сведениям, в обновленческом Ленинградском богословском институте). С 1930 г. работал в различных строительных организациях десятником, техником-нормировщиком. В 1933–1935 гг. – техник, старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1941–1945 гг. – старший бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, участвовал в возведении мостов на Енисее, Куре, реках Урала. Осенью 1945 г. оставил светскую службу, став псаломщиком Знаменского храма в посёлке Верхний Тагил (с 1966 г. – город) Свердловской области. 22 мая 1946 г. рукоположён Свердловским епископом Товией (Остроумовым) во иерея целибатом. Служил третьим священником Всехсвятского храма в Свердловске. С 1948 г. – настоятель верхнетагильской Знаменской церкви. В 1952 г. поступил в третий класс Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1954 г. В том же году назначен настоятелем храма во имя святителя Николая в Любятове (ныне в черте Пскова). 10 января 1956 г. уволен за штат. 24 апреля того же года возобновил служение в кафедральном Успенском соборе Смоленска, затем с 15 мая 1957 г. служил в храмах города Венёва Тульской области, с 14 ноября 1958 г. – в храмах города Великие Луки Псковской области. В 1958 г. подал в Календарно-богословскую комиссию при Московской патриархии, которую возглавлял Ковровский епископ священноисповедник Афанасий (Сахаров), рукопись «Литургические заметки» с изложением своих взглядов по вопросам языка богослужения, проповеди, церковной музыки и др. С.А. Желудков обращал внимание, прежде всего, на миссионерский и назидательный характер церковной службы, писал об исчерпанности некоторых литургических форм и практик, предлагал сделать богослужение более простым и ясным для достижения осознанного молитвенного участия мирян. Критические отклики на работу были связаны, прежде всего, с несвоевременностью и утопичностью предложений С.А. Желудкова о литургической реформе. Его также упрекали в «обновленчестве» и пренебрежении церковными традициями. Инспектор Ставропольской духовной семинарии Дмитрий Петрович Огицкий, которому был поручен отзыв на «Литургические заметки», высоко оценил рукописи С.А. Желудкова за некоторые замечания и за смелость, с которой тот поднимал вопрос о недостатках в современной ему богослужебной практике. Вместе с тем в личном письме к С.А. Желудкову Д.П. Огицкий отметил: «Ваша книга ценна не тем, что Вы провозгласили лозунг свободного творчества (это как раз, скорее, недостаток Вашей книги), а тем, что Вы, по сути дела, отступая от этого лозунга, стараетесь оставаться церковным традиционалистом в лучшем смысле этого слова».

 



 
PR-CY.ru