Словарь по христианству Ж ЖДАНОВ Александр Алексеевич

ЖДАНОВ Александр Алексеевич

ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860–1909 гг.) – библеист, экзегет; отец советского политического деятеля Андрея Александровича Жданова. Родился в семье священника, окончил Скопинское духовное училище (1874 г.), Рязанскую духовную семинарию (1880 г.), два года работал учителем в селе Малый Сапожок Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1883 г. поступил в Московскую духовную академию, окончил её в 1887 г. (первый магистрант 42-го курса), был оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 1888 г. исполнял должность доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской духовной академии. 1 мая того же года А.А. Жданов женился на Екатерине, дочери экстраординарного профессора Московской духовной академии кафедры еврейского языка и библейской археологии Павла Ивановича Горского-Платонова. В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию «Откровение Господа о семи азийских церквах: Опыт изъяснения первых трёх глав Апокалипсиса» (М., 1891 г.); утверждён в степени Указом Святейшего Синода от 23 сентября. Работа получила положительный отзыв Синода и экзарха Грузии Палладия (Раева). 12 ноября того же года был утверждён в должности доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета. В 1892 г. А.А. Жданов дал отрицательный отзыв на докторскую диссертацию ординарного профессора Московской духовной академии Митрофана Дмитриевича Муретова «Ветхозаветный храм. Часть 1: Внешний вид храма» (М., 1890 г.). А.А. Жданов считал, что перевод текста с еврейского языка, сделанный М.Д. Муретовым, во многом уступает синодальному переводу, что неверны интерпретации древних авторов, в частности, Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Ошибочным был признан основной метод работы, опиравшийся на описание устройства трёх ветхозаветных храмов, Соломона, Зоровавеля и Ирода, при этом недостаточность информации в одном описании восполнялась примерами из другого. Критиковал А.А. Жданов диссертанта и за выбор историографической традиции, за излишнее доверие к сочинениям предшествующих русских исследователей-археологов, в частности, профессора Киевской духовной академии Акима Алексеевича Олесницкого, и за недостаточное использование «текстуально-критических и экзегетических трудов», посвящённых книгам Исход, Царств, Паралипоменон и Иезекииля, таких авторов, как Кристиан Фридрих Август Дилльман, Йозеф Кнабенбауэр и др. Неоправданными считал А.А. Жданов и попытки М.Д. Муретова «поставить храм в связь с историей еврейской теософии» и выявить «генетическую зависимость позднейших иудейско-раввинских идей» от наружного вида храма. А.А. Жданов пришёл к выводу, что «критико-экзегетическая задача труда выполнена неудовлетворительно», предложенная новая реставрация храма «стоит ниже «общепринятой»... основной принцип реставрации ложен... и ведёт к затемнению свидетельств Библии». Диссертация была передана на повторный отзыв в Казанскую духовную академию, совет которой поручил его составление профессору Сергею Алексеевичу Терновскому. На основании положительных отзывов профессора С.А. Терновского и совета Казанской духовной академии М.Д. Муретов был утверждён в степени доктора богословия.

 



 
PR-CY.ru