Словарь по христианству Ж ЖЕФАРОВИЧ Христофор

ЖЕФАРОВИЧ Христофор

ЖЕФАРОВИЧ Христофор (1690 гг. – 1753 г.) – священник, южнославянский живописец, гравёр и писатель. Его считают одним из основателей новой школы южнославянской живописи и графики, зачинателем новаторских методов в православном церковном искусстве, одним из первых просветителей православных южных славян Нового времени. Выполненные им гравюры оказали заметное влияние на развитие афонской и русской народной гравюры (лубка). В завещании Х. Жефарович назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают сербскую, болгарскую, македонскую или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Х. Жефаровича сохранились скудные сведения: его отцом был священник Димитрий, в детстве и юности он воспитывался в греческом монастыре. Предположительно, в 1720–1730 гг. учился живописи у греческого мастера Панайотиса Доксараса, на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи составил на греческом языке руководство по церковной живописи «Ерминию». В сане иеродиакона входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты), вместе с которым в начале Австро-турецкой войны 1737–1739 гг. выехал в австрийские владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Х. Жефарович создал цикл росписей собора монастыря Боджяни. Им написаны также иконы для церкви Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (современная Венгрия; 1739–1740 гг.) и, возможно, для иконостаса церкви архангела Гавриила в Моловине (Воеводина). Он работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австрийской властью. Около 1740 г. переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил первую гравюру «Святой Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741 г.). Впоследствии Х. Жефарович выполнял гравюры, в основном, с религиозными сюжетами, например, «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743–1744 гг.), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на сербскую и болгарскую иконопись и религиозную живопись XVIII–XIX вв., делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей (их стиль определяли не только средневековые византийские и сербские образцы, но и современные автору изделия константинопольской школы шитья). В 1741 г. в Вене Х. Жефарович издал цельнографированную книгу «Стематография», в которую вошли перевод с латинского языка одноимённого сочинения хорватского писателя Павла Риттера Витезовича, стихотворные подписи к иллюстрациям и посвящение патриарху Печскому Арсению IV.

 



 
PR-CY.ru