ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс - Страница 4

Он не был ни в Париже, ни в Риме, а с творчеством Николя Пуссена, перед которым преклонялся, был знаком только по нескольким гравюрам. Во второй половине XVII в. набожная строгость протестантских голландцев уступила место необузданному богатству, и классический французский стиль де Лереса отлично этому соответствовал, что сделало его одним из самых популярных живописцев в Амстердаме (если не самым популярным). Поэтому он часто нанимался для украшения интерьеров правительственных зданий и домов богатых амстердамских бизнесменов. Например, в 1671 г. расписал картинами потолок для амстердамского регента Андри де Граева. Картины прославляли семейную роль де Граева как защитника голландской республики (картины потолка теперь украшают комнату Фердинанда Бола во Дворце мира в Гааге). Известные картины де Лереса включают его «Аллегорию пяти чувств» (1668 г.), «Диана и Эндимион» (приблизительно 1680 г.) и «Клеопатра Лэндинг в Предплюсне». Некоторые из его картин показывают влияние Чезаре Рипы (1560–1622 гг.). Де Лерес часто изображал каждодневные сцены и простых людей, таких как солдаты, фермеры, девицы, но считал, что живопись должна изображать библейские, мифологические и исторические сцены в духе Карела ван Мандера (1548–1606 гг.), который чувствовал, что историческая аллегория была самой высокой из жанров. Де Лерес был дисциплинированным интеллектуалом, вдохновлённым понятием, что только правильная теория могла произвести хорошее искусство. Для него теория означала строгую приверженность правилам. Окончательная цель изобразительных искусств была усовершенствованием человечества, и поэтому искусство должно быть, прежде всего, высоким и поучительным. Он сформулировал иерархии социального положения, предмета, красоты, писал, что художник должен изучить изящество, смешиваясь с социальной и интеллектуальной элитой, должен позволить его предмету преподавать самые высокие моральные принципы, и должен бороться за идеальную красоту, должен следовать природе, но пропустить её недостатки. Одна из его лучших исторических картин – «La Calomnie d'Appelle» находится сегодня в Музее Льежа. В то же время, ничего не изучая, он стал вырезать офорты. Эти вырезанные произведения были так хороши, что этих работ было бы достаточно, чтобы принести ему известность. Выступал де Лересс и как книжный иллюстратор, театральный художник, занимался стенописью, писал на религиозные и аллегорические сюжеты, расписал двери органа в церкви Westerkerk в Амстердаме. Среди поклонников его таланта были и врачи. Для голландского анатома Говарта Бидло художник нарисовал сто шесть анатомических эскизов, которые сегодня являются одним из самых больших богатств Библиотеки медицинского факультета Парижского университета. Говарт Бидло, будучи моложе де Лересса на девять лет, прослушал в своё время в Амстердаме лекции Фредерика Рюша, одного из наиболее известных учёных и анатомов Голландии. Работая в Амстердаме хирургом, он много путешествовал по Франции и в Германии. У него была тайная мечта – сделать большой атлас анатомии вместо изданного Весалем, и чтобы в нём все репродукции были новыми. Вышедший в Базеле в 1545 г. «Атлас анатомии» был иллюстрирован рисунками, ставшими очень скоро слишком известными, поскольку были выполнены для Весаля кем-то из учеников Тициана.

 



 
PR-CY.ru