ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс - Страница 2

В 1664 г. произошла романтическая история, нарушившая привычную жизнь молодого художника. Две сестры, приехавшие в Льеж из Майстрихта в поисках работы, проживали с Герардом на одной лестничной площадке, напротив его комнаты. Он, естественно, влюбился в младшую из сестёр и, оглушённый своим чувством, поспешил сделать ей письменное признание и обещание жениться. Его семья, недовольная этим выбором, подстроила свидание Герарда со своей дальней кузиной, которая по договору с родителями соблазнила молодого человека, да так, что об этом узнала «новоявленная невеста», жившая напротив. Невеста зашла к художнику со своей сестрой, устроила скандал, выкрикивая упрёки, а сестра трясла перед лицом ошалевшего от неожиданности Герарда его письменным обещанием брака. Уличённый в измене, он пытался отбиться от обвинений и, в конце концов, сказал, что его намерения по поводу женитьбы изменились. Тогда старшая сестра, прятавшая под платьем нож, зашла сзади и пыталась зарезать юношу. Увидев на себе кровь, Герард схватил шпагу, которую всегда носил с собой, и атаковал девушку. Но оказалось, что у той под юбкой тоже была спрятана шпага. Завязалась драка, и девушка, отступая, получила два удара шпагой (осталась ли она живой, или художника обвинили в убийстве – история умалчивает). Так или иначе, но узнав о постановлении об аресте, де Лересс был вынужден сбежать из Льежа, сначала скрывался в ближайшем монастыре, а затем переехал в Утрехт, прихватив «обесчещенную» кузину, которая искренне его полюбила (по дороге, в одном из городишек он сочетался с ней браком). Оставшись без средств, он берётся за любую художественную работу, расписывает ширмы и рисует вывески. Де Лересс делает это так талантливо, что один из его соседей предлагает послать две его работы известному торговцу картинами в Амстердаме Герарду Эйленбургу, который сам баловался рисованием. Вскоре торговец пригласил де Лересса приехать к нему, и в 1667 г. Герард с семьёй поселился в Амстердаме. По поводу встречи с «меценатом» тоже существует забавная история, которая рассказывает о том, что когда Эйленбург показал новые холсты молодому художнику, тот спросил, когда необходимо начать работу. «Да хоть сейчас», – ответил хозяин. Тогда Герард вытащил из-под плаща скрипку, которую всегда носил с собой, сыграл блистательно мелодию, и, взяв карандаш, начал рисовать эскиз фигурной композиции. Когда рисунок был готов, он снова взял свою скрипку, сыграл пару пассажей, затем возобновил работу. В этой истории – весь де Лересс с его темпераментом, необычайной лёгкостью и радостью жизни. Он не смог найти для своего искусства более благоприятный город, чем Амстердам – город больших художников и, следовательно, торговцев картинами, которые помогли Герарду сделать себе имя и состояние. Очень быстро он оставил Эйленберга и поселился в красивом доме возле рынка св. Антуана. Здесь он собирал художников и любителей, коллекционеров и торговцев, которые объединялись вокруг жизнерадостного художника. Лересс, казалось, всё делал без усилий, а между тем (кроме того, что он писал стихи и играл на скрипке) художник выполнял тяжёлый труд в живописном ремесле.

 



 
PR-CY.ru