Словарь по христианству Ж ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс

ЖЕРАР (или Джерард) де Лересс

ЖЕРАР (или Джерард)  де Лересс (1640/1641 – 1711 гг.) – голландский живописец Золотого века, гравёр, теоретик искусства. Герард родился в Льеже в семье художников, сложился под влиянием фламандской школы. Его отец Ренье и его дедушка по материнской линии Ян Таулер также были художниками и приобрели в городе хорошую репутацию. Герард был вторым из четырёх братьев, которые все станут художниками. Известно, что он был крестником Герарда Дуффе. Один из его современников, Луи Абри, писал, что мальчик с детства казался чудом, уже с двенадцати лет рисовал большие композиции. Однако живопись не занимала его целиком, он не мог определиться, кем ему хочется стать – музыкантом, поэтом или актёром, тем более что у мальчика были способности во всех видах искусства. Все ему предсказывали счастливое будущее. Единственный недостаток, который был у него – отсутствие красоты: крупные и чувственные губы, курносый нос, выпуклые глаза. Выражаясь медицинской терминологией, лицо у него было с признаками дауна, но, как выяснится позже, это не мешало ему нравиться женскому полу. Зная о своём «уродстве», де Лересс пытался устранить свои недостатки, тщательно занимаясь внешним видом. Рассказывали забавный случай, как он однажды сымитировал красками кружево на ткани, чтобы украсить воротник, и все полагали, что это настоящее кружево. Как пишет Луи Абри, Герард всегда был «чисто одет и хорошо причёсан», его живые, сверкающие глаза были причиной того, что «красавицы давали ему аванс на взаимность». Учился живописи Герард в Льеже у отца, испытал влияние Рембрандта Хармеса ван Рейна (1606–1669 гг.), от которого отошёл в сторону классицизма. Затем продолжил обучение у Бертоле Флемаля (1614 – 1660/1661 гг.), которому был обязан вкусом к классицизму, и у его отца Ренире Лэрессе. Его широкий диапазон таланта включал музыку, поэзию и театр, он проектировал очень успешные декорации и реквизит для театра Амстердама. Счёл такие мифологические сюжеты как Аполлон и Аврора, более достойными предметами, чем обычные доярки и кружевницы Яна Вермеера (1632–1675 гг.) и нищие и калеки Рембрандта. В 1660 г. де Лересс создаёт в Ахене «Мученичество святой Урсулы» (Ахен, музей), где уже проявляется его суровый, несколько театрализованный классицизм. В Льеже он пишет две большие картины на мифологические сюжеты – «Орфей в царстве мёртвых» (1662 г., Льеж, музей) и «Свадьба Александра и Роксаны» (1664 г., Копенгаген, Художественный музей). Виртуозность исполнения, классическое изящество форм и колорита (особенно серебристых и фиолетовых оттенков) характерны для «Обращения святого Августина» (Кан, Музей изящных искусств) и «Крещения святого Августина» (Майнц, музей). Эти произведения были написаны для церкви монастыря урсулинок в Льеже.

 



 
PR-CY.ru