ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 10

В X–XI вв. продолжалась традиция монашеских жизнеописаний, в частности, в Житиях преподобного Константина Синадского (Константина, что из иудеев), преподобного Афанасия Афонского и преподобного Луки Фокидского (Элладского). В это же время появляются полулегендарные или вовсе фантастические Жития «рамочного» типа, в которых устойчивая агиографическая форма наполнялась разнообразным содержанием. Таковы «Жития праведного Андрея Юродивого», святителя Феодора Эдесского, преподобного Василия Нового и преподобного Нифонта, епископа Констанции Кипрской (последнее церковью не признавалось). После очередного упадка житийной литературы в XII – начале XIII вв. в палеологовскую эпоху происходит новое возрождение жанра. Противодействие латинскому напору вызвало к жизни появление кружка Феодоры Раулены, ставшей, по мнению исследователей, первой женщиной-агиографом. В эту эпоху создавали произведения святитель Григорий II Киприот, Константинопольский патриарх, и Константин Акрополит. Житийная литература (как и в иконоборческую эпоху) активно использовалась в церковно-политической полемике (Жития Никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца, Константинопольских патриархов Арсения, Иосифа, Афанасия и др.). Новый импульс к развитию византийской агиографии дало исихастское движение (см. ст. Исихазм), важными документами которого исследователи называют Жития преподобного Григория Синаита, преподобного Ромила и преподобного Максима Кавсокаливита, а также Житие святителя Григория Паламы, написанное патриархом Константинопольским святителем Филофеем Коккином, и др. Турецкое завоевание прервало органическое развитие византийской  житийной литературы. Зарождение научного подхода к исследованию житийной литературы исследователи связывают с деятельностью болландистов (последователей Жана Болланда), которые в XVII в. предприняли монументальное издание полного годового круга Житий святых на латинском и греческом языках под названием «Acta Sanctopum» (продолжалось до середины XX в., последние тома (январь-ноябрь) вышли в свет в 1940 г.). Помимо издания текстов болландисты сопровождали источники краткими историко-географическими исследованиями. Таким образом, они выработали особый подход к житийной литературе, не только как к душеполезному чтению, имевшему отношение исключительно к церковной сфере, но и как к важным историческим источникам. В конце XIX – начале XX вв. благодаря работам Ипполита Делеэ, Франсуа Жозефа Мари Алькена, Александра Петровича Рудакова и др. житийная литература окончательно заняла принадлежащее ей по праву место среди источников по истории и культуре Древнего мира, Византии и средневековой Европы. И. Делеэ впервые предпринял классификацию житийной литературы, применив к ней понятие «жанр» и уделив особое внимание литературной специфике агиографического памятника. Большую роль в систематизации греческой житийной литературы сыграли справочники Ф. Алькена («Bibliotheca hagiographica Graeca») и Альберта Эрхарда («Überlieferung und Bestand...»).

 



 
PR-CY.ru