ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 9

Во второй половине VII – VIII вв. наряду с общим упадком литературного творчества исследователи отмечают и значительное оскудение агиографии. Однако в этот период создавались обширные корпусы посмертных чудес, связанных с местным почитанием святых (великомученика Димитрия Солунского и великомученика Артемия Антиохийского, чтимого константинопольского святого) и многих других. Сведения, содержащиеся в этих собраниях, во многом восполняют отсутствие других источников. В последнее время делались попытки выявить так называемую иконоборческую агиографию, т.е. по ряду косвенных признаков установить принадлежность текста к эпохе иконоборчества (726–843 гг. с перерывом между 787 и 815 гг.), однако они остались в целом на уровне гипотез. Новый расцвет греческой житийной литературы начался вместе с общим подъёмом византийской словесности в начале IX в. Уже в 806 г. появляется «Житие преподобномученика Стефана Нового», красочно описывающее гонения на монашество при императоре Константине V. Борьба с иконоборчеством способствовала созданию большого количества Житий, прославляющих православных исповедников, пострадавших за иконопочитание. Среди них исследователи выделяют «Житие преподобного Никиты Мидикийского» монаха Феостирикта и «Житие святителя Евфимия Сардского» Константинопольского патриарха Мефодия I. Известным агиографом был Игнатий Диакон, написавший, в частности, Жития Константинопольских патриархов Тарасия и Никифора. Из крупных авторов второй половины IX – начале X вв. исследователи упоминают Савву Монаха и плодовитого писателя Никиту Давида Пафлагона («Житие святителя Игнатия, патриарха Константинопольского», и др.). Уже в творчестве последнего проявилась тенденция к стилистической и отчасти содержательной унификации более ранних текстов, которая достигла вершины во второй половине X в. в творчестве преподобного Симеона Метафраста. Он первым среди агиографов занялся упорядоченным, календарным подбором Житий. Кроме того, перерабатывал древние тексты в соответствии с современным ему литературным стилем, за что получил прозвание Метафраст (от греч. – пересказываю, перекладываю). Популярность составленных им Миней Четьих была столь велика, что отрицательно сказалась на сохранности древних Житий. Симеон Метафраст критически подходил к текстам, иногда дополняя их согласно канонам риторики с целью придать повествованию большую силу и красоту, а иногда исключал из текстов ошибочную, по его мнению, информацию. Обычно считается, что Симеон Метафраст переработал всего около 140 Житий (полностью за сентябрь-ноябрь и отдельные тексты за другие месяцы). Точное число исследователям назвать трудно, поскольку в рукописях зачастую ему приписывались чужие тексты.

 



 
PR-CY.ru