ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 7

Внутри первой группы разделы, выделенные по языковому принципу, расположены в хронологическом порядке в соответствии со временем возникновения житийной литературы на данном языке. При этом греческая, грузинская, румынская, южно- и восточнославянская житийные литературы отражают православную традицию; армянская, коптская и эфиопская – монофизитскую, а сирийская и арабская – четыре конфессиональные традиции: православную (мелькитскую), монофизитскую (см. Коптская церковь и Сирийская яковитская церковь), несторианскую (см. Церковь Востока) и маронитскую (монофелитскую, впоследствии Маронитская католическая церковь). Греческая житийная литература оказала значительное воздействие на формирование других восточных агиографических традиций, первые памятники которых имели переводной характер. Самобытные агиографические традиции (за исключением поздней эфиопской) складывались, как правило, параллельно с переводами, но также под влиянием византийской агиографии. Таким образом, постепенно вокруг многих святых сложились комплексы разновременных и нередко разножанровых текстов, получившие в современной науке название агиографических досье (legendae). Благодаря интенсивному литературному обмену между Византией и народами христианского Востока многие Жития, особенно древних святых, сохранились в нескольких редакциях на разных языках. Поэтому, восточные Жития дополняют агиографические досье многих общехристианских святых, а иногда формируют досье древних святых, почитание которых сохранилось лишь в неправославных Восточных церквах или утрачено вовсе. Особая заслуга в изучении восточных Житий принадлежит бельгийцам П. Петерсу и Мишелю ван Эсбруку. Единственным, хотя и неполным справочным изданием по восточной агиографии до настоящего времени остаётся «Bibliotheca Hagiographica Orientalis» П. Петерса (1910, 1954 гг.). Попытки систематического издания полных досье принадлежат Л. Клюнье (серия «Bibliothèque hagiographique orientale», 1901–1905 гг., девять томов) и А. Венсинку («Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac», 1911–1913 гг., два тома). Впоследствии восточные Жития публиковались, как правило, либо в сериях «Patrologia Orientalis» и «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium», либо в периодических изданиях.

 



 
PR-CY.ru