ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 4

Следование подвигу Христа – мотив, ставший впоследствии идейной и художественной доминантой житийных текстов как жанра (в западной научной литературе используется термин «imitatio Christi», употребляемый также и отечественными исследователями). Предсмертной фразой подвижника часто является мольба ко Господу о прощении его мучителей, восходящая к словам распятого Христа: «Отче, отпусти им: не ведаютт бо что творят» (Лк. 23:34; ср.: Мф. 5:44). Библейским образцом в подобных эпизодах может являться первомученик Стефан, повторивший перед смертью слова Христа: «Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего» (Деян. 7:59–60). Широкое распространение в агиографических текстах получили слова Спасителя, произносимые святыми перед смертью: «В руце Твои [Господи] предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Жития просветителей народов (миссионерские Жития) в большинстве своём ориентированы на апостольские Жития. В агиографической традиции святым миссионерам усвоен особый титул, подчёркивающий их подобие апостолам, – равноапостольный: равноапостольный князь Владимир (Василий) Святославич, равноапостольная Ника, просветительница Грузии, и др. Одними из первых христианских текстов, в которых был использован этот титул, являются апокрифические «Деяния апостола Павла» и первомученицы Фёклы и Житие Аверкия, епископа Иерапольского. Среди традиционных миссионерских топосов – уподобление святого апостолам и равноапостольному императору Константину I Великому, иногда с перенесением на миссионера в качестве «титула» имени его великого предшественника (translatio nominis); использование аллюзии на цитату из Псалтири «Якоже жадает елень на источники водныя...» (ср.: Пс. 41:2) для описания охватившего святого неудержимого желания просветить находящийся во тьме неверия народ; описание в устойчивых формулах жестоких язычников, пытающихся убить святого («устремишася на святого со оружием и с дреколием», «яко львы рыкающе» и т.д.); мотив сокрушения идолов и разрушения языческих капищ или кумирен; мотив прения с волхвом (волхвами), восходящий к сюжету о прении с Симоном-волхвом из апокрифических «Деяний апостолов Петра и Павла», и др. Основное содержание подвига святых иерархов – церковное и общественное служение. Святители традиционно описываются агиографами как духовные наставники порученной им паствы, ведущие её ко спасению. Борьба за чистоту веры и ревность в сохранении церковных канонов, обличение неправедных властей и защита угнетённых, учительство и служение спасению всех, храмоздательство и щедрая милостыня – важнейшие мотивы святительских Житий. Некоторые черты сближают их с Житиями святых других чинов святости: как и преподобным, святителям (особенно избранным из чёрного духовенства) свойственна монашеская аскеза; как и миссионеры, они несут благую весть и христианскую проповедь язычникам; подобно святым правителям, являются заступниками вдов, сирот и вообще обиженных сильными мира сего. Благоверные правители (императоры и князья – в восточной традиции, короли – в западной традиции) составляют особую группу в чине святых мирян; основной чертой их подвига является общественное служение, воплощающееся, в первую очередь, в защите Отечества, а кроме того – в покровительстве неимущим и страждущим, нищелюбии и милостыне, и в этом они близки к святителям и праведным. Помимо собственно благоверных правителей исследователям известны правители-страстотерпцы (или правители-мученики), правители-просветители, правители-иноки, правители-воины.

 



 
PR-CY.ru