ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 3

Повествование о жизненном пути святого составляет содержание основной части Житий, которая также строится по определённой схеме, общей как для восточной, так и для западной христианской традиции. Жизнеописание подвижника, как правило, начинается с рассказа о его благочестивых родителях, при этом этикетные характеристики, которыми наделяются отец и мать святого, не только создают облик боголюбивых родителей героя, но и предвосхищают его будущие добродетели (в мученичествах, напротив, зачастую родители подвижника – нечестивые язычники). Рождению подвижника часто предшествуют божественные знамения, свидетельствующие о его избранности и посвящённости Богу. Описанию детства святого также свойственны устойчивые мотивы: стремление «от младых ногтей» к богоугодной жизни, отвержение детских игр, лёгкое усвоение грамоты (более редкий вариант – неспособность к грамоте, преодолеваемая лишь с божественной помощью), ранняя духовная зрелость (мальчик-старец; puer-senex) и др. Описание подвижничества святого строится в соответствии с чином его святости, т.е. относится ли он к мученикам (священномученикам, преподобномученикам, страстотерпцам и др.), равноапостольным (просветителям народов), святителям, благоверным князьям (в западной традиции королям), преподобным, юродивым или праведным. Повествование о трудах и подвигах, а также прижизненных чудесах святого традиционно завершается рассказом о его праведной кончине, после которого, как правило, следуют описание посмертных чудес подвижника и похвала ему. Иногда заключающие житийную схему рассказы о чудесах, а также похвала святому могут выделяться в самостоятельные произведения – повести о чудесах святых и похвальные Слова. Историческое развитие житийного жанра привело к формированию его различных внутрижанровых разновидностей. Так, наряду с традиционными Житиями возникли «народные» Жития – жизнеописания святых, основной особенностью которых исследователи называют активное использование легендарных и фольклорных мотивов (например, анонимная «Повесть о прощении императора Феофила», «народные» Жития преподобного Иоанна Рильского, Христа ради юродивого Василия Блаженного, некоторые севернорусские Жития XVII в. и др.). Помимо пространных Житий (входивших в агиографические сборники или сборники смешанного состава, Четьи Минеи, минейные Торжественники, а также бытовавших в отдельных списках) в средневековой книжности получили распространение краткие Жития в составе Синаксарей (Прологов) и Минологиев. Важнейшей характеристикой этого типа житийной литературы исследователи называют лаконизм и схематичность изложения, отсутствие вступительной и заключительной частей, а также риторической украшенности. В системе средневековых жанров житийная литература занимает особенное место. Некоторые её разновидности связаны непосредственно с богослужением, другие больше предназначены для индивидуального чтения. Особый род агиографических текстов представляют патериковые рассказы, повествующие об иноках той или иной обители (или местности). Спецификой этих текстов является, как правило, изложение не полного жизнеописания отцов-подвижников, а отдельных событий их жизни, которые в сочетании с изречениями старцев составляют популярный жанр христианской книжности – Патерики (от греч. – отец), или Отечники. Наличие в Житии особых сюжетов и мотивов связано с чином святости прославляемого подвижника. Поэтому исследователи выделяют: Жития мучеников, Жития просветителей народов, Жития святителей, Жития благоверных правителей, Жития преподобных, Жития Христа ради юродивых, Жития праведников. Мученичество – сознательная и добровольная смерть во имя утверждения христианской веры.

 



 
PR-CY.ru