ЖИТИЯ СВЯТЫХ - Страница 2

Дело митрополита Макария в XVII – XVIII вв. успешно продолжил Димирий Ростовский. С активизацией в 1988 г. канонизационного процесса в Русской православной церкви связан новый всплеск интереса к Житиям святых: неоднократно были переизданы «Четьи Минеи» Димитрия Ростовского, с 1991–1992 гг. в епархиях ведётся планомерная работа по подготовке к изданию Житий святых, в земле Российской просиявших а также мартирологов новомучеников и исповедников российских. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения Жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания Жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане Жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте Жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так называмую народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Наконец, Жития составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения. Литературно-филологическое изучение Житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории Житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики Жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы даёт существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

 



 
PR-CY.ru