ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ

ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ – религиозные верования и практики, в которых идея женского начала, женские образы и обряды с женским участием (реальным или символическим) играют доминирующую роль. Древнейшие признаки существования женских культов восходят к эпохе верхнего палеолита (40 – 10 тыс. лет назад). К этой эпохе относятся изображения обнажённых женских фигур (глиняные статуэтки, барельефы) с утрированными половыми признаками (преувеличенно больших размеров живот, тазобедренная часть, грудь). Эти так называемые палеолитические венеры обнаружены в разных частях Евразии (от Сибири, стоянка Мальта, до Австрии, стоянка Виллендорф), что свидетельствует об универсальном характере связанных с ними представлений и практик. «Палеолитические венеры» были частью ритуального комплекса, ориентированного на почитание порождающего женского начала. Детородная способность женщин выступает в таких ритуальных комплексах основным объектом сакрализации. Деификация материнского начала приводит к появлению культа Богини-матери. Генезис женских культов был обусловлен не только сексуально-репродуктивными основаниями человеческой жизни. Разделение труда между женщинами и мужчинами, появление специфических женских занятий накладывали отпечаток на формирование женских культов. Во многих этнорелигиозных традициях существуют культы священных покровительниц тех или иных женских занятий (например, в восточнославянской – синкретические культы Мокоши, Параскевы Пятницы, покровительниц прядения и ткачества). Дискуссионной в религиоведения остаётся проблема эволюции женских культов и их соотношения с мужскими культами. Мужские культы представляют собой религиозные верования и практики, в которых идея мужского начала, мужские образы и обряды с мужским участием играют доминирующую роль. Большинство религий с Античности вплоть до настоящего времени построены на сакрализации идей и норм, выражающих мужские приоритеты; процесс деификации в этих религиях подчинён мужским интересам. В этом смысле большинство «исторических» религий демонстрирует подавляющее преобладание мужских культов. Если в таких религиях оставлено место женским культам, то они занимают маргинальное положение. Между тем со второй половины XIX в. в религиоведении развивается точка зрения, согласно которой женские культы возникли раньше мужских и в течение длительного времени главенствовали в архаических религиях. Первоначально эта концепция опиралась на теорию матриархата, впервые обоснованную Иоганном Якобом Баховеном (1815–1887 гг.). Затем она получила раскрытие с позиций психоанализа. Последние крупные работы, написанные под углом зрения первенства женских культов, принадлежат Марии Гимбутус, которая развивает феминистический подход к проблеме. Эмансипация женщин, феминизм и изменение женских социальных ролей являются той основой, на которой развивается тенденция к возрастанию роли женских культов в современной религиозной жизни.

 
PR-CY.ru