ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 5

Элементы комментирования иногда возникали уже в Писании (например, в Новом Завете в тех случаях, когда речь повествователя или персонажа содержит глухую ссылку на Ветхий Завет, евангелист раскрывает ссылку, при этом на полях книги со временем стали сокращённо указывать то место в Библии, к которому отсылает данный стих). Потребности в комментариях к Писанию со временем формируют специальные комментаторские книги и жанры: Мишна в иудаизме (первоначальное устное толкование Торы; Толковые Евангелия, Толковые Псалтыри, Толковая Библия, жанр толкований на отдельные произведения или библейские стихи в православии и др. 10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов. Таковы Номоканон Константинопольского патриарха Фотия (IX в.) и его старославянский перевод Кирилла и Мефодия (863 г.); Кормчая книга (XII в.) в русском православии; «Corpus juris canonic»i (1582 г.) западного христианства; тафсир и фикх в исламе. 11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг «ядра» основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В качестве примеров произведений переходных жанров называются клерикальные сочинения по историографии религии и церкви (в христианстве эту традицию открывает десятитомная «Церковная история» Евсевия Кесарийского (около 260 – около 350 гг.); святоотеческие «Шестодневы» (толкование трёх первых глав из библейской Книги Бытия о том, как Бог в шесть дней создал мир; отсюда название – «Шестоднев»); мусульманские историко-биографические трактаты; церковно-светские полемические сочинения. Приведённый перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы является типолого-хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде содержится в Писании или Предании. Темы и жанры конфессиональной литературы заданы священными книгами, как бы вырастают из них и во многом определены этими основными текстами культуры. В религиях Писания учение не варьируется с лёгкостью, зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле которого порождает новые смыслы и новые тексты. Культура, в основании которой находится религия Писания, развивается в огромной зависимости от Писания – потому что требуются новые ответы на вопросы, поставленные Писанием; или появляется необходимость в уточнении правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в защите, истолковании или популяризации слова Писания.



 
PR-CY.ru