ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Страница 4

Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы: 1. Запись учения, первоначально распространявшегося устно; в результате создаётся Священное Писание. Это тот духовный сдвиг, который со временем вызовет громадные последствия для всей коммуникативной организации религии и культуры народа. 2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии, жанрам и темам примыкающих к канону, но не включённых в него. 3. Сложение второго по значимости (после Священного Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему развёрнутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается священный характер. Если обобщённо использовать христианские термины, то этот второй по значимости корпус сакральных текстов называется Священным Преданием; в христианстве Священное Предание – это сочинения отцов церкви; в иудаизме – Талмуд; в исламе – Сунна и хадисы. 4. Развитие теологии, или богословия (теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии закладывается в Священном Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Священном Предании; теология развивает, систематизирует и догматизирует учение, содержащееся в Писании и Предании. В отличие от Предания, которое мыслится завершённым, теология продолжает развиваться и в последующей истории религии, после окончания «святоотеческого» периода в её истории. 5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения – Символ веры и Катехизис. Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложившейся конфессии. Вместе с двумя–тремя главными молитвами, Символ веры и Катехизис содержат тот вероучительный минимум, который известен самым широким кругам верующих. 6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это – различные богослужебные книги и сборники молитв. 7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живёт в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт религиозной литературы, иногда также и устного словесного творчества – мистико-эзотерические сочинения. 8. Проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации, предшествуя письменной фиксации учения. Приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка, начинается именно с проповеди. Если Откровение – это информационный «первотолчок» религии, то проповедь –  это начало жизни учения среди людей (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностями в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии. 9. Все религии Писания приходят к необходимости того или иного толкования и комментирования своих важнейших текстов – в силу присущего религиям Писания повышенного внимания к слову и стремления удержать его первоначальный смысл.

 



 
PR-CY.ru