ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 10

Расширение круга агиографического и исторического чтения в XVI в. повлияло на возникновение житийных икон других святых воинов. Многочисленные житийные иконы посвящены великомученику Никите (Никите-бесогону), их сюжеты основаны как на каноническом, так и на апокрифическом Житии святого: иконы из московской церкви Святой Троицы в Никитниках (конец XVI в., Исторический музей), из церкви великомученика Никиты в Ярославле (вторая половина XVI в., Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник), из Никитского придела церкви святителя Леонтия Ростовского в Угличе (вторая половина XVI в., Муромский историко-художественный музей); в среднике иногда изображали «Побиение св. Никитой беса» (например, икона первой половины XVI в., Третьяковская галерея). Житийные иконы великомученика Феодора Стратилата, в основном, являются храмовыми, происходят из посвящённых ему церквей и приделов: из церкви Феодора Стратилата на Ручью (1530–1540 гг., Новгородский областной музей-заповедник), из собора Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (середина XVI в., Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник). Реже исследователи встречают образы великомученика Мины, например, икона из Воскресенского Горицкого монастыря (вторая половина XVI в., Череповецкое музейное объединение), рама с навершием из церкви Богоматери Одигитрии деревни Малая Шалга Каргопольского района (вторая половина XVII в., Архангельский музей изобразительных искусств), икона конца XVII в. (Русский музей). Прославление русских воинов, как правило св. князей, не сопровождалось развитием их житийной иконографии. Самый ранний житийный образ св. Александра Невского, происходящий из кремлёвской церкви св. Александра Невского (Исторический музей, собор Покрова на Рву), был написан на рубеже XVI и XVII вв. и оставался уникальным вплоть до Нового времени. От XVI в. сохранились житийные иконы святых жён: великомученицы Варвары (икона из Варваринской церкви в Переславле-Залесском, середина XVI в., Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник) и великомученицы Екатерины (икона 1540 гг., частное собрание; икона из деревянной церкви великомученицы Екатерины Успенского Горицкого монастыря, вторая половина XVI в., Кирилло-Белозерский музей-заповедник, икона второй половины XVI в., Третьяковская галерея). В количественном отношении преобладали житийные иконы великомученицы Параскевы, в которых была объединена агиография нескольких мучениц с этим именем (иконы из Покровской церкви деревни Заклинье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, середина XVI в., Псковский историко-архитектурный музей; из собрания Павла Дмитриевича Корина, середина XVI в., Третьяковская галерея; второй половины XVI в., Архангельский музей изобразительных искусств). Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах – Великом Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для житийных икон таких чтимых святых, как святитель Николай или великомученик Георгий. Создавали житийные иконы и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, например, в Великом Новгороде преподобного Варлаама Хутынского (икона около 1560 г., Русский музей).

 



 
PR-CY.ru