ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 9

В последней трети XVI в. некоторые сюжеты для житийных икон святителя Николая Чудотворца черпались из лицевых рукописей. Например, иконография «Чудо о святом Стефане Дечанском» восходит к миниатюрам из рукописи Жития святителя Николая из собрания Сергея Тихоновича Большакова, около 1560 г. (Российская государственная библиотека). В числе святых, чьи житийные циклы обширны и отличаются разнообразием сюжетов, помимо святителя Николая Чудотворца исследователи называют пророка Илию. Лежащие в основе его Жития тексты (третья и четвёртая Книги Царств) дополняли событиями, почерпнутыми из апокрифов, например, сон отца Илии, указывавший на избранность от рождения (на иконе «Пророк Илия в пустыне, с житием», середина XVI в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Иконография средников его житийной иконы также имеет варианты, например, икона «Пророк Илия, с житием» из церкви Богоматери Одигитрии в Ростове, 1664 г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник; «Огненное восхождение пророка Илии, с житием» (конец XVI–XVII вв., Архангельский музей изобразительных искусств). Большое значение при создании житийной иконы имел её патрональный характер. Так, для некоторых святых, известных, главным образом, в изображениях праздников (например, изображение св. Андрея Юродивого в композиции «Покров Пресвятой Богородицы»), могли быть по желанию заказчика написаны житийные иконы (новгородская икона «Св. Андрей Юродивый, с житием», около середины XVI в., Русский музей). Распространению житийной иконы св. воинов способствовало усиление их почитания как небесных защитников. В первой половине XVI в. преобладают циклы великомучеников Георгия и Димитрия, среди которых наиболее ранний в русской иконописи – «Великомученик Димитрий, с житием» из Покровской церкви села Гуменец близ Ростова (начало XVI в., музей-заповедник «Ростовский кремль»). Под влиянием житийной иконы великомученика Георгия, со второй половины XVI в. часто имеющих в среднике композицию «Чудо великомученика Георгия о змие», находились образы великомученика Димитрия Солунского. На некоторых иконах в средниках представлен великомученик Димитрий на коне, поражающий царя Калояна: икона «Великомученик Димитрий Солунский, с житием» (1609 г., Третьяковская галерея). В средниках икон св. Димитрия исследователи встречают также изображения великомученика на престоле, попирающего зверя: иконы второй четверти XVI в. (Новгородский областной музей-заповедник) и середины XVI в. (Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). Особые мотивы в житийных иконах великомученика Димитрия появились в искусстве Нового времени в связи с созданием другой редакции Жития, вошедшей в Минеи Четьи Ростовского митрополита Димитрия. Исследователи отмечают усложнение состава клейм со второй половины XVI в. в некоторых циклах великомученика Георгия за счёт включения сцены из апокрифического Жития: на иконе с «Чудом великомученика Георгия о змие» в среднике (рубеж XVI и XVII вв., собрание Е.Б. Громовой) в начале находится сюжет «Отец св. Георгия, Геронтий, приводит его поклониться идолам», в конце – сцена казни матери святого, Полихронии.

 



 
PR-CY.ru