ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 8

В XVII в. этот принцип организации пространства сосуществовал с традиционным, который был характерен для иконописи строгановских мастеров. К числу сложных программных замыслов второй половины XVI в., восходящих к новшествам мастерской митрополита Макария, исследователи относят иконы «Святая Троица, в бытии», появление которых стало следствием интереса к вопросам мироздания. В качестве литературной основы помимо книг Бытие и Исход использовали тексты Палеи Толковой. Для иконографических схем дней творения были заимствованы композиции, сложившиеся в миниатюрах. Самый ранний сохранившийся пример – икона из Покровского монастыря в Суздале (Русский музей); последующие памятники имеют особенности в построении средника: иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска (1580–1590 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей), из церкви Воскресения селе Верхние Матигоры (вторая четверть XVII в., Архангельский музей истории искусств) – с более развёрнутым изложением событий. Со второй половины XVI в. в русской иконописи получают распространение иллюстрации к Житию Богоматери, ранее известные только в монументальной живописи. В среднике, как правило, помещался Богородичный праздник: иконы «Рождество Богоматери, с житием» из Пятницкой церкви Дмитрова (середина XVI в., музей Андрея Рублёва), «Рождество Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из Антониева монастыря в Великом Новгороде (1560 г., Новгородский областной музей-заповедник), «Рождество Богоматери, с житием» (третья четверть XVI в., музей Андрея Рублёва), «Благовещение, с житием Богоматери» из Благовещенского собора Сольвычегодска (1580–1590 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей), «Богоматерь Владимирская, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из церкви Вознесения Господня Нововознесенского монастыря в Пскове (вторая половина XVI в., Псковский историко-архитектурный музей). В XVI в. наиболее распространёнными остались житийные иконы святителя Николая Чудотворца. В связи с бытованием большого числа посвящённых ему агиографических сочинений появлялись новые сюжеты или подробно иллюстрировались традиционные. Уникальные житийные циклы святого были созданы на Русском Севере, например, на иконе из церкви Святой Троицы в Нёноксе (первая половина XVI в., Государственный Эрмитаж). Некоторые житийные иконы святителя Николая иллюстрировали сюжеты из разных версий Жития, например, на иконе из Рождественской церкви Тотьмы с 84 клеймами повествованию об отдельных чудесах отводится по три клейма (рубеж XVI и XVII вв., Тотемский краеведческий музей). В XVI в. получают прославление чудотворные житийные иконы. В 1555–1556 гг. в Москву с Вятки была принесена икона «Святитель Николай Чудотворец (Великорецкий)», представлявшая собой поясной образ святителя с восемью клеймами. Списки иконы получили широкое распространение не только в столице. Некоторые изменения в последовательности и подборе сюжетов этой иконографии сформировали особый извод, получивший название по житийной иконе, прославившейся в Николо-Бабаевском монастыре близ Костромы, например, «Святитель Николай Чудотворец (Бабаевский)» из Успенского собора Костромы (конец XVI в., Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru