ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 2

Иное композиционное решение на иконе из того же собрания «Святой Иоанн Креститель, с житием» (последняя четверть XII в.): три сюжета («Благовестие Захарии», «Рождество Христово», «Крещение») расположены в медальонах, вписанных в завершение арочной формы. Много житийных икон появилось на рубеже XII и XIII вв., большинство из них – образы из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. На некоторых святые в среднике изображены в рост – пророк Моисей, великомученица Екатерина, св. Иоанн Креститель, великомученик Георгий Победоносец; святитель Николай Чудотворец и великомученик Пантелеимон – по пояс. Как правило, эти иконы больших размеров выполняли функции местных образов в одноимённых храмах или приделах. По мнению исследователей, некоторые из этих образов были созданы как храмовые для парекклисионов во имя святых, и их житийные иконы отчасти замещали соответствующие монументальные росписи. В начале XIII в. был создан триптих с изображением Богоматери Одигитрии (Аристерократусы) в центре и сюжетами протоевангельского цикла на створках. К синайским памятникам исследователи считают стилистически близкой икону св. Прокопия с клеймами Жития (начало XIII в., собрание Александрийского патриархата). Рубежом XII и XIII вв. исследователи датируют древнюю живопись двухсторонней иконы с ростовым изображением святых Космы и Дамиана с 12 сценами из их Жития на верхнем и боковых полях (Византийский музей, Кастория). Аналогично размещены фрагментарно сохранившиеся клейма и на иконе с поясным изображением святителя Николая Чудотворца (вторая половина XIII в., Византийский музей, Кастория). Разнообразны житийные иконы XIII в., вышедшие из мастерских крестоносцев. Среди наиболее известных – монументальный образ «Святитель Николай, с житием» из церкви святителя Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, Кипр (вторая половина XIII в., Византийский музей культурного центра имени архиепископа Макариоса, Никосия). На двухсторонней иконе «Великомученик Георгий, в житии. Святые Марина и Ирина(?)» (вторая половина XIII в., Византийский музей, Афины) фигура великомученика Георгия, изображённого в молении, выполнена в рельефе с полихромной раскраской, его окружают живописные сцены из Жития. Сохранился ещё один житийный образ великомученика Георгия с рельефной фигурой святого в рост и живописными клеймами справа и слева от средника (XIII в., Национальный художественный музей Украины). Плохая сохранность красочного слоя затрудняет исследователям его точную атрибуцию. Сохранившиеся житийные иконы палеологовской эпохи немногочисленны: «Святитель Николай, с житием» из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (середина XIV в., Галерея икон, Охрид), «Распятие, с деяниями и праздниками» (вторая четверть XIV в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), «Богоматерь Одигитрия, со сценами жития Богоматери» (около 1400 г., Византийский музей, Кастория). В XV в. на Синае были созданы небольших размеров житийные иконы великомученика Георгия и святителя Николая Чудотворца, иконографическая программа которых восходит к образцам раннего XIII в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

 



 
PR-CY.ru