ЖУАР, Йотренский монастырь - Страница 3

С изменением религиозной политики во Франции после Первой мировой войны в Жуар было направлено 80 монахинь. В 1933 г. Жуар имел свой приорат в Уши-ле-Шато. После Второй мировой войны были учреждены дочерние общины Жуара во Фле (департамент Сарта, Франция), в Бетлехеме (штат Коннектикут, США). С 1953 г. Жуар входит в бенедиктинскую конгрегацию Пречистого Сердца Марии. От комплекса первоначальных монастырских зданий сохранились так называемые меровингские крипты. В середине VII в. за алтарём погребальной церкви св. Павла Фивейского (частично раскрыта раскопками в 1867 г.) находилась часовня, по мнению исследователей, усыпальница св. Теодехильды. Позже часовня стала криптой, и туда был сделан проход под полом нового храма. Это трёхнефное сооружение с тремя колоннами в каждом ряду, имеющими вид античных сполий; композитные беломраморные капители VII в. были привезены из Комменжа (департамент Верхняя Гаронна). Сейчас крипта перекрыта крестовыми сводами, но раньше они могли быть цилиндрическими. Предположительные фрагменты каменных архитравов сохранились во второй крипте, пристроенной к первой с юга в VIII в. для останков св. Эбрегизила. В крипте св. Павла сохранилось три уникальных дороманских скульптурных надгробия, созданные разными мастерами. Надгробие св. Теодехильды (вторая половина VII в.), стоящее в центре крипты, – кенотаф с двускатной крышкой, установленный непосредственно на саркофаг. С боковых сторон кенотаф украшают латинские надписи, прославляющие усопшую, и фризы из раковин гребешков. Он мог быть выполнен ломбардскими мастерами. Второй саркофаг, в котором, по преданию, находятся мощи Агильберта, епископа города Паризии, расширяется и повышается к передней стенке, на которой сохранилось наиболее раннее во Франции изображение тетраморфа. Выполненное в низком рельефе, оно хорошо сохранилось, поскольку в VIII в. саркофаг был придвинут к стене крипты. Христос изображён безбородым, в овальной мандорле. Стилистически и иконографически тетраморф Жуара близок к некоторым восточно-христианским образцам, например, к мозаике в монастыре преподобного Давида в Фессалонике (V в.). «Страшный Суд» (высокий рельеф) на боковой стенке саркофага, напротив, уникален по иконографии, представляющей собой ряд (около десятка) выстроенных в позе орантов фигур, отличающихся выразительностью. На третьем, так называемом надгробии св. Агильберты, сохранилось два рельефных орнаментальных фрагмента, принадлежавшие, как полагают исследователи, разным надгробиям. Из средневековых построек монастыря уцелела только колокольня конца XI – начала XII в., восстановленная после разрушений эпохи Столетней войны между 1525 и 1543 гг. Тогда же на её нижнем этаже находилась мастерская, где было размещено скульптурное «Положение во гроб» работы Мишеля Коломба, в настоящее время центральные фигуры установлены в приходской церкви св. Павла (начата около 1440 г., позднеготический трёхнефный храм с элементами Ренессанса). Некоторые жилые корпуса монастыря исследователи относят ко второй половине XVIII в. Из Жуара происходит иллюстрированный евангелиарий аббатисы Эрментруды (середина IX в.) франко-саксонской школы.



 
PR-CY.ru